Все о продуктах питания. Информационный портал

Императорский стол. Что готовили Петру I? Как Пётр I пытался отучить русского мужика пить

ГОРЯЧЕЕ ВИНО

«Винокуренными заводами Россия, по изобилию хлебному паче прочих государств, во многих, а особливо хлебородных своих провинциях, весьма переизбыточествует, и в том не только купечество, но и дворянство российское немалые имеет помыслы, и внутрь отечества нашего получают сим знатные прибытки, не упоминая государственного от того дохода» . Заводы эти производили хлебное, или, как его еще называли, горячее, вино. Выделывали его, главным образом, изо ржи и пшеницы. Существовали два основных сорта хлебного вина - простое и двойное или двоенное. Последнее делали из простого хлебного вина методом перегонки. При этом получали продукта в два раза меньше объема закладываемого на дистилляцию простого вина. Оно было более крепким, более чистым и, соответственно, более дорогим.

На азиатских просторах России коренное население для собственного потребления делало горячее вино не из хлеба, а из кобыльего и реже коровьего молока. В официальных документах этот напиток называли арак, тогда как в зависимости от места его могли называть по-разному: рака , арака , аракха . Технология приготовления была достаточно простая: «Молоко квасят и потом дважды или трижды перегоняют в двух крепко смазанных глиняных горшках, из которых спирт течет во вставленную деревянную трубочку. Водка это крепка и производит шумство скорее, нежели виноградные вина» . Эта технология оставалась неизменной практически до конца XIX века.

Были и другие варианты крепких алкогольных напитков из молока. Например, бурятский тарасун . Об этом напитке подробнее смотрите в статье В.М. Станевича .

Тем не менее, хлебные горячие вина разной степени перегонки были основными крепкими алкогольными напитками для потребления народом. Пили хлебное вино повсеместно, от Санкт-Петербурга и Москвы до Астрахани, Сибири и Дальнего Востока. Это был поистине общероссийский крепкий алкогольный напиток. Хлебное вино предлагали кружечные дворы, кабаки, шинки, трактиры, фартинные стойки (типа бара), харчевни, гостиные дворы, погреба. Приобретали его оптом, в розницу, в налив. Дворяне, купцы и другие имущие люди покупали горячее вино, как правило, для выделки водок и других крепких алкогольных напитков в домашних условиях для себя или на водочных заводах - для продажи.

Еще один источник горячих вин - экспорт в Российскую империю. Это были большей частью виноградные горячие вина. Поставлялись и горячие вина на основе разных фруктов - вишни, абрикосов, сливы, но доля их в импорте была незначительной. Их покупали исключительно в Санкт-Петербурге и Москве непосредственно для пития и (или) для выделки на их основе различных ликеров, ратафий и водок. Устойчивым спросом пользовались горячие виноградные вина французские, немецкие («вино горячее из рейнвейна») и итальянские.

ВОДКИ РОССИЙСКИЕ

Водкой в XVIII веке в России называли любую спиртосодержащую горючую жидкость, получаемую «из вина виноградного, хлебного или горячего и других жидкостей через двоение (получение дистиллята в два раза меньше перегоняемого объема. - И.Ш. ) в перегонном кубе на умеренном огне» . Поэтому термин «водка», с одной стороны, был собирательным и мог обозначать любой крепкий алкогольный напиток, включая горячее вино (см., напр., цитату №2 об араке «… водка эта крепка…»). С другой стороны, совершенно четко разделяли понятия «вина горячего» и «водки» как продукта на основе горячего вина. В академическом российском словаре 1789 года термин «водка» определяется как «горячее вино, очищенное от посторонних частиц, помощью перегонки или двоения» .

По происхождению водки были российские и иностранные. Российские водки выделывались большей частью на основе хлебного горячего вина, иностранные - на горячих хлебном, виноградном и фруктовом винах.

Российские водки по своим типажам были очень разнообразными. Их могли выделывать путем многократной дистилляции с различными пряными и вкусовыми добавками. Сладкие водки, или ратафии, получали путем добавления в конечный перегон сахара, мёда или сахаросодержащих плодов и ягод, таких как томленная в печи рябина, калина, верес (плоды можжевельника) и пр. Поскольку все водки были исключительно гастрономическими напитками, аперитивами на закусочном столе, то их имя прописывалось по определенным правилам, рассказывающим потребителю об их технологии и вкусе. Оно было всегда составным: первое слово - тип напитка («водка», «наливка», «ратафия»), указывающее потребителю на технологию его выделки, второе слово - источник вкусоароматической компоненты. Например, «водка лимонная», «водка анисовая», «водка хинная», «ратафия рябиновая», «ратафия абрикосовая», «наливка вишневая» и так далее. При изготовлении водок в домашних условиях их название могло не раскрывать вкусовые особенности и быть абстрактным, «для куража». Например, «приказная», «боярская», «адмиральский час», «сибирская граница».

Наиболее популярные российские водки в XVIII веке

Экспорт российской водки начался при Елизавете Петровне. До этого никто не вывозил российские водки за границу. В 1758 году бригадир Алексей Мельгунов подал доношение в Правительствующий сенат, что «до сих пор никто не возил горячее вино за границу по той особливо причине, что вино простое и водка, какова от подрядчиков в поставке бывает, в иностранных государствах по её худой доброте употребляема быть не может. А бригадир желает в течение 20 лет импортировать разные сорта спиртов и водок, выкуривая их на своих заводах такой доброты, какой в поставках на кабаки не бывает, с платежом пошлин 10 копеек с ведра. Правительствующий сенат разрешил выкуривать на его заводах и возить в разные государства спирты и водки Мельгунову на 10 лет с платежом пошлины с каждого ведра 20 копеек. Правительствующий сенат увидел «следующие пользы»: 1) приращение пошлинного сбора от каждого ведра 20 копеек; 2) за Российский продукт из иностранных государств будут получаемы деньги; 3) распространение коммерции; 4) от заклеймения для курения на те спирты и вина кубов и казанов дополнительный сбор в пользу государства» .

Во времена Екатерины II экспорт российского горячего вина и водок поощрялся. Например, в уставе «О рижской коммерции» 1765 года находим: «§5, 1) Фабрики водочные учредить, чтоб всякие сорта сладких водок на оных деланы были. 2) Каждого, какого б звания он ни был, из дворянства, из купечества, или из мещанства, если только подданный Ея Императорского Величества и довольно имения и искусства к упреждению такой фабрики имеет, к оной допускать без всякого затруднения. З) И с оной водки при отпуске за границу морем, или сухим путем, хотя бы и не сладка и не переделана была, ни казенных, ни городских пошлин десять лет не брать».

ВОДКИ ИМПОРТНЫЕ

Импортные водки потреблялись, главным образом, в Петербурге и Москве. По сырью, из которого они выделывались, различали три типа: хлебные, вейновые (виноградные и плодовые) и наливные (см. рис. ниже). Но главным признаком в импорте напитков все-таки выступало происхождение. На первом месте были водки французские и гданские. «Из всех французских водок Нантская (сегодня это департаменты Loire Atlantique и Vendee . - И.Ш. ) и Пуатуантская (департаменты Vienne, Charente, Charente-Marime и Deux-Sevres . - И.Ш. ) cчитаются лучшими» . Если французские водки выделывались исключительно из виноградного вина, то гданские могли быть как из виноградного, так и из хлебного. Гданские водки, вплоть до времен Екатерины II, были самыми престижными и дорогими водочными изделиями в России. Это единственные водки того времени, импортирующиеся не в бочках, а в стеклянных штофах, упакованных в ящики по 30 - 50 штук.

Гданские и итальянские водки были всегда с явно выраженным вкусом. Самые популярные из них: Анисовая, Франшипанная, Ангеликовая, Можжевеловая, Кишнецовая (кориандровая), Коришневая (коричная), Кларетная, Лимонная, Селлерейная (сельдерейная, м.б. и зорьная), Тысячецветная, Фенхельная, Персиковая, Кофейная .

Импортные водки завозились в Россию исключительно через Архангелогородский (10% от общего объема) и Санкт-Петербургский порты. При портах существовали так называемые отдаточные дворы, где их продавали по фиксированным ценам, которые устанавливала коммерц-коллегия , и исключительно от казны. В середине XVIII века ежегодный объем потребления импортной водки составлял приблизительно 100.000 литров. Из них 8-9 тысяч литров поставлялось в Москву, в другие 25 городов России по 40-100 литров, все остальное выпивалось в Санкт-Петербурге.

Морской пошлинный регламент крепких алкогольных напитков в 1731 году, рублей с ведра *

Напиток Портовая пошлина Внутренняя пошлина
Вино хлебное простое
0,40 0,26
Вино хлебное двойное
0,80 0,52
Вино горячее из рейнвейна
0,50 0,62
Водки российские
0,80 0,52
Водки немецкие из виноградного вина
1,0 1,3
Водки простые французские
0,34 0,44
Водки хлебные можжевеловые
0,80 0,52
Водки вейновые ликерные итальянские
1,34 1,74
Водки вейновые ликерные французские
1,34 1,74

* Обычно портовая и внутренняя пошлины были связаны с конечной ценой напитка для потребителя, но в эту корреляцию существенно вмешивалась политика.

Правительствующий сенат вместе с коммерц-коллегией всегда пытались регулировать ввоз иностранных водок. Поскольку главенствующая доля их ввоза была представлена французской, она в документах и фигурирует как собирательный образ всех импортных водок.

В именном указе Петра I от 3 декабря 1723 года находим: «Коммерц-коллегии … смотреть и того накрепко, чтобы заморских водок менее вывозили, а употребляли бы больше русские водки». Эта начатая Петром I вечная тема нашего правительства существует и поныне. И снова в 1724 году указ Правительствующего сената: «Его Императорское Величество указал из чужестранных государств в Россию вино французское горячее вывозить столько, сколько Коммерц-коллегии для продажи будет надобно, и в том договор учинен будет, а лишнего и на продажу не вывозить. Также смотреть, чтоб из чужих краев водок в вывозе было немного, а употреблять из русских вин водки» . Почему об одном и том же почти два раза в подряд? В это время русские водки выделывали большей частью на импортном горячем вине. Это было спровоцировано пошлиной на импортное горячее вино, которая делала его в продаже чуть дороже простого и дешевле двойного российского хлебного вина. В связи с этим в 1723 году Правительствующий сенат поднял акциз на импортное горячее вино . Правда, через четыре года, при Петре II (!), его вернули на место, оправдываясь тем, что с «привозу французского вина, <…> с которого напреть сего пошлин в сборе бывало не малое число, а ныне те пошлины пропадают напрасно; а кабацкой продаже от того никакого препятствия не признается, ибо того французского вина подлый народ употребляет мало, да и вывоз тому вину бывает токмо для Санкт-Петербурга, и разве что малое в отпуску бывает в Москву; и чтоб тому французскому вину вывоз позволить с прежнею пошлиною по два ефимка с анкера , от чего и торг умножится, и в пошлинах немалое пополнение будет» . Для поддержания российского водочного производства изменение таможенных пошлин происходило довольно часто.

Доношение купцов (1761) в учрежденную при Правительствующем сенате Комиссию о коммерции: «Небезызвестно, что внутрь России при всех портах был иностранных питий вывоз знатное число, а для уменьшения вывозу на оные наложена при сочинении тарифа немалая пошлина, признавательно того для, чтоб большего вывозу не чинили; чего ради не соизволено ль будет к вывозу при всех российских портах назначить известную сумму, а свыше того вывозить запретить, как о некоторых товарах привоз в Россию и отпуск из России запрещение есть; а напреть сего, водки покупались гданские, штоф по одному рублю, французской, анкер по восемь рублей и менее, а в Риге и ныне еще гораздо дешевле покупается; а гданской водки и италиянских напитков и в вывозе не видно, а единственно привозят вейновую, которая покупается по два рубля 50 копеек, и по три рубля и выше, французской по тринадцать рублей пятидесят копеек и более анкер, ратафии по три рубли штоф; а виноградные питья ординарные продавались по двадцати пяти и по тридцати рублей, а ныне того ж качества дошли до тридцати пяти и до сорока рублей оксофт, которой убыток приходит российским верноподданным Ея Императорского Величества. А если по высочайшему монаршему милосердию позволено будет в продаже горячего вина учинить уменьшение, то надежно сказать можно, и в половину такого вывозу виноградных питий исправиться без нужды можно, чрез что соблюдена, быть может, в народе многотысячная сумма; а вместо того по дешёвости вина можно обывателям готовить напитки из российских фруктов, яко то ягод вишен, которые за морем наливают французскою водкою и привозят в Россию к портам, и именуются кирш; да из оного ж делают и ратафию; черники, голубицы, брусники, малины, смородины, дуль, груш и яблок, из которых в других государствах делают напиток, называемый сидор, которые напитки по экономии дешевле можно без нужды делать; к тому ж человеку оные здоровыми почитать можно, потому что будет вино горячее, из хлеба вареное; а государству от удержания лишнего убытка может быть к обогащению великая польза» . До воцарения Екатерины II эффективность всех подобных предложений, указов, введение специальных пошлин, направленных на развитие российских высших питей, была очень низкой.

В течение всего XVIII века постоянно осуществляются попытки производства российских водок по импортным технологическим приемам, «на их манер». С 1750 года в России производят из отечественного хлебного вина дупельтовые «гданские» водки, из горячего виноградного французского, а позже и из собственного, с южных окраин – классические, на манер гданских водок. Екатерина II в 1766 году запретила выделывать водки для продажи на основе французского вина. «Французской водки везде и всякой с разными специями вольны пересиживать только для собственного в домах своих употребления, а не на продажу» . К концу века Россия много производила вейновых российских водок. С.Г. Гмелин пишет: «Если астраханский виноград никогда не дает хорошего вина, по крайней мере хорошего европейского, однако ж приносит он весьма великую пользу, и как она столь велика, то труд бы довольно награжден был, если б жители со всякою ревностью принялись за сии заводы; ибо я, чиня многоразличные опыты, узнал, что от них получается хорошая французская водка» .

Хотя правительство постоянно держало высокие пошлины или вводило запрет на импорт хлебных водок, но были и исключения – «водка янивер, коя из хлеба сидится». Это был, главным образом, английский продукт. Под давлением государства, из-за высоких пошлин, английские купцы практически перестала покупать для ввоза в страну французские водки. Из крепкого алкоголя Англия пила собственное хлебное вино, можжевеловую водку и экскабу . «Правление англичанское никогда не упускало из виду поспешествовать к расходу хлебных зерен; для успеха в сем запрещено там делать водку из других веществ, пока изойдет вся выгоняемая из их хлеба, и двоильщики водок их не имеют права при гнании хлебного вина подмешивать к хлебным зернам других веществ, выход оного умножающих. Таковое учреждение немало способствовало к обработке пустующих земель, находящихся в Великобритании» . Поставляли водку янивер и из Голландии и Северной Франции. Современный аналог водки янивер – женевер (genever, jenever, sсhiedam), суть технологии которого дистилляция вместе с плодами можжевельника. Cовременный джин нельзя сравнивать с водкой янивер того времени, поскольку он выделывается купажированием ароматного спирта на основе различных пряно-ароматических плодов, в том числе и можжевельника, с нейтральным спиртом.

1755 год. На российском рынке кроме вышеупомянутых импортных алкогольных напитков присутствуют водка острова Корфы-Барбары, английская экскаба, водка барбадская и американская водка. Возможно, что водка Корфы-Барбары - греческая виноградная водка, передвоенная с анисом.

«Водка барбадская, получается единственно из Англии; а прочем нигде оной делать не умеют» . Маркиз де Сад, заключенный в Бастилии (1784-1789), писал в своём дневнике: «Водки г. Жиле. Байонская водка – хороша (из французского города Байона, Bayonne, недалеко от Биариц. - И.Ш. ). Барбадская водка по-английски - скверная. Турецкая - отвратительная. Ангеликовая богемская водка - никуда не годится» . Из записки следует, что барбадская водка была достаточно популярной в Европе, что её имитировали даже французы – «по-английски». Остров Барбад (Barbud ), входящий в группу Малых Антильских островов, был колонизирован Великобританией в 1632 году. На острове англичане развивали культуры хлопка, табака и сахарного тростника. Поэтому, скорее всего, барбадская водка высиживалась на сахарном тростниковом сиропе и представляла собой ром. В России только через десять лет, в 1766 году, ром как класс напитков был включен вместе со шромом и аракой отдельной статьей в таможенный пошлинный регламент.

НАЛИВНЫЕ ВОДКИ

Наливные водки на горячем русском вине – . Они часто назывались упрощенно: дулевкой, грушевкой, вишневкой и пр. Как и обыкновенных водок, наливок существовало огромное количество сортов. Их могли потреблять свежими, вскорости после налива, но часто выдерживали и в бочках, и в бутылках, поскольку именно наливные водки сохраняли свойство улучшать свой вкус со временем.

В России наливные водки выделывали и из импортного горячего вина, и из французской водки. «Из простой французской водки и передвоенной делаются разные сорта ликеров, или наливок, чрез наливание оных на ягоды, плоды, цветы, с подслащиванием сахаром, примесью пряных зелий, и которые по настойке пропускаются сквозь серую бумагу. Они подаются вместо обыкновенных ликеров. Другие же по настойке простою французскою водкой передваиваются и удерживают имя водок вейновых» .

Русские наливные водки в товарном виде не содержали самих плодов и ягод, тогда как в импортных всегда должны были быть целые плоды. Эта была вынужденная мера, продиктованная таможней. В этом ключе можно объяснить и одинаковые цены на наливные водки импортные и российские. С времен Екатерины I при импорте наливных водок брали пошлину только за четвертую часть напитка, все остальное теоретически должны были составлять фрукты и ягоды. «С вывезенной французской водки, налитой на вишни, велено брать пошлины за четвертую только часть, а три части полагается вишен» . Этим активно пользовались купцы, умышленно уменьшая объем фруктов в наливе, тем самым повышая алкогольную привлекательность напитка. Так продолжалось до ноября 1773 года, когда коммерц-коллегия по прошению содержателей (агентов) петербургских питейных сборов сделала распоряжение, что с французской водки, налитой на фрукты, пошлину взимать так же, как с настоящей французской водки.

СУЖДЕНИЕ О ДОБРОТЕ ВОДОК

О доброте алкогольных напитков в XVIII веке судили по-разному. Прежде всего, качество оценивали визуально и на вкус. Хорошая водка «на долгое время удерживает в себе знак доброты, четками называемой». «В рассуждении простой или обыкновенной водки торгующие оною выбирают цветом белую, чистую, и приятного вкуса, и которая выдерживает их опыт, то есть при наливании в рюмку делает маленькую белую пенку, которая, уменьшаясь, делает кружок, который торгующие водкой называют четками; что составляет примеру, что водка не имеет в себе водянистой влажности, с каковою она вся покрывается пеною» .

При определении крепости хлебного вина использовался так называемый отжиг: определенный объем вина доводили до кипения, поджигали пары спирта и после их выгорания определяли оставшийся объем жидкости. Этот метод существовал с Петровских времен (1698) и служил весь XVIII век исключительно для выяснение одного вопроса: это вино хуже полугарного или нет? Из устава «О рижской коммерции» 1765 года: «§4, 3). Лифляндскому дворянству, которое по данным на их поместья и всемилостивейше конфирмованным правам вино курить может, сколько пожелает, не позволяется, однако, в город привозить вина простого хуже полугарного и для того учредить брак; и если кем привезено будет вино хуже полугарного, оное без всякого изъятия учрежденным к осмотру привозного вина браковщикам, коим и состоять под оным присмотром генерал-губернатора, конфисковать». Метод отжига был хоть как-то стандартизирован только в 1817 году, когда приняли «Устав о питейном сборе в 29 великороссийских губерниях», в соответствии с которым чиновник министерства финансов должен был проверять доброту вина «посредством отжига» его в отжигательнице .

В XVIII веке доброту водок определяли по английской системе – пороховым тестом. «Опыт доброты винного ректификованного спирта состоит в том, чтоб оный по зажжении весь выгорел, не оставляя ни малейшей жидкости, или, взяв в серебряную ложку немного ружейного пороха, налить спиртом и зажечь: когда спирт догорает, порох должен вспыхнуть» .

В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ XVIII ВЕКА

Менялись правители, менялся уклад жизни, менялись отношения к алкогольным напиткам, их формы потребления, их сортовой состав. Но это все касалось только высших слоев общества, главным образом царского двора и его окрестностей, большей частью Санкт-Петербурга, меньшей - Москвы. Обыкновенный же русский народ на огромных просторах Российской империи во все времена пил обыкновенное хлебное вино, без всяких сортов и видов, пил без отдельных закусочных столов, пил исключительно для изменения сознания, а не в силу гастрономических особенностей русского стола. Главное с точки зрения государственности - чтобы пил, с точки зрения морали - чтобы «пил за столом, а не за столбом». И это, пожалуй, все.

Во времена Петра I существовало много мероприятий, где пили алкогольные напитки. Пили российские и импортные водки, анисовую, янивер, французские, гданские, пили все, в том числе и виноградные вина, и много пили. Царь учредил для своих сподвижников «Сумасброднейший всешутейский и всепьянящий собор», для иностранцев - «Великобританский славный монастырь», где все активно поклонялись Бахусу. Эти учреждения просуществовали не менее 30 лет - с начала 1690-х до середины 1720-х годов.

В 1718 году 25 ноября Пётр I издал указ об ассамблеях. Следом вышел указ «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем». «<…> 6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна. <…> 8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут - пить сидя. Лежащему не подносить - дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Руси издревле почётна есть. <…> 10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.» Пили лихо, танцевали до упаду.

Во времена Анны Иоановны (1730-1740) «попойки, которыми прежде непременно оканчивались всякие торжества и собрания, теперь были совершенно изгнаны из придворных обычаев, потому что Анна Ивановна не могла видеть и боялась пьяных; но зато при дворе появились азартные игры <…> Угощение на придворных празднествах было всегда обильное, хотя и довольно однообразное; к обеду или ужину обыкновенно подавались, во всех возможных видах, говядина, телятина, ветчина, дичь, аршинные стерляди, щуки и другие рыбы, грибные блюда, паштеты, «кабаньи головы в рейнвейне», «шпергель» (спаржа), гороховые стручья и т.д. Все кушанья щедро приправлялись пряностями: корицею, гвоздикою, мускатным орехом и даже «тертым оленьим рогом». Из сладостей употреблялись: «шалей», т.е. желе, мороженое, конфекты, цукербродт, разнообразные варенья, пастилы и мармелады, имбирь в патоке; затем фрукты, каштаны, орехи и т.п. Из напитков подавались водки разного сорта, например «приказная», «коричневая», «гданская», «боярская», ратафия; вина: шампанское, рейнвейн, сект, «базарак», «корзик», венгерское, португальское, шпанское, волошское, бургонское, пиво, полпиво, мед, квас, кислые щи и т.п. На расходы по придворному столу указом 1733 года было велено отпускать ежегодно по 67000 руб. При парадных обедах скатерти искусно перевязывались алыми и зелеными лентами и подшпиливались булавками, а столы украшались разными фигурами и «атрибутами; была даже устроена особая «гора банкетная деревянная, сверху корона с крестом и скипетр, и мечи золоченые». Кроме того, ставились в пирамидах искусственные цветы» . А народ пил хлебное вино.

Елизавета Петровна (1741 – 1761) была «веселой царицей». В её время придворные обеды превратились в целые застольные спектакли, в которых участвовали золотые, серебряные и фарфоровые сервизы, фонтаны, клумбы живых и искусственных цветов, живописные картины из сладостей и фруктов, и среди всего этого - сотни различных блюд и хмельного питья. Как и меню, список застольных тостов утверждался заранее. Они следовали один за другим, и, как пошло с петровских времен, наливать бокал надо было доверху, а выпивать до дна. Камер-фурьерский банкетный журнал 1743 года 25 апреля: «В день торжества коронования. <…> Во время стола кушали про здоровье: 1. Её императорского величества. 2. Его императорского высочества. 3. Сего торжественного дня здоровье. 4. Ея императорское величество изволила кушать: всех верных слуг. 5. Счастливого оружия Ея императорского величества. 6. Благополучного и счастливого владения Её императорского величества … Пока стол продолжался, играла на балконе итальянская музыка; а как кушали за здоровье, играли в трубы, и били в литавры, и палили из пушек». К концу парадного обеда непрерывная пушечная канонада заглушала хоры и музыку.

Ниже приведена классификационная схема алкогольных напитков XVIII века, главным образом охватывающая период до царствования Екатерины II. В неё не вошли алкогольные напитки из сахарных сиропов, получаемые из тростника и других сахаросодержащих растений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Чулков М. Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах от древних времен и ныне настоящего, и всех преимущественных узаконений по оной государя императора Петра Великого и ныне благополучно царствующей государыни императрицы Екатерины Великой. Т. VI, кн. II. М., 1786. С. 5-6.

2. Словарь коммерческий, содержащий познание о товарах всех стран, и названиях вещей главных и новейших, относящихся до коммерции, также до домостроительства, познание художеств, рукоделий, фабрик, рудных дел, красок, пряных зелий, трав, дорогих камней и проч. / Перевод с фр. Василием Левшеным. Ч. 1. А. Б. В. М., 1787. С. 102.

3. Словарь коммерческий … С. 369.

4. Словарь Академии Российской. СПб., 1789. С. 802.

5. В те времена ангеликой или ангельской травой называли дягиль или дудник (Angelica archangelica L.). Легкодоступное растение, произрастало как в диком виде, так и в саду, пользовалось устойчивой репутацией эффективного средства от многих болезней. Поэтому не удивительно, что оно участвовало в выделки многих алкогольных напитков того времени. В Европе ангелику также включали во многие рецепты приготовления алкогольных напитков, таких как «Шартрез», «Бенедектин», позже джин.

6. Указ Правительствующего Сената 1758 года, августа 13 дня.

7. Словарь коммерческий … С. 369.

8. Словарь коммерческий … С. 380.

9. Коммерц-коллегия, от нем. Kommerz («торговля»), - центральное правительственное учреждение, созданное Петром I для покровительства торговле в 1712 году. Перестала существовать как государственная структура в 1823 году.

10. Указ Правительствующего сената 1724 года февраля 11 дня.

11. Указ Правительствующего сената 1723 года апреля 13 дня.

12. Ефимок - русское название западно-европейского серебряного талера. В этот период таможенные пошлины в России принимались только талерами.

13. Анкер - мера объёма в XVIII веке для алкогольных напитков и масла. В России он равнялся 3-м ведрам (36,89 л).

14. Указ Правительствующего сената 1727 года июня 7 дня.

15. Чулков М. Историческое описание российской коммерции … Т. IV, кн. IV. С. 666 – 667.

16. Указ Екатерины II от 1766 года декабря 28 дня.

17. Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследования трех царств природы. Ч. 2. Путешествие от Черкасска до Астрахани и пребывание в сем городе: с начала августа 1769 по пятое июня 1770 года. 1777. С. 233-234.

18. В документах того времени неоднократно встречается термин «английская водка экскаба». Например, «А прочие водки, о которых в том же из Коммерц-коллегии представлении написано, а именно Аглинскую экскабу …». Автор будет благодарен всем, кто сможет разъяснить этот термин.

19. Словарь коммерческий … С. 374.

20. Словарь коммерческий … С. 381.

22. Словарь коммерческий … С. 380.

23. Распоряжение Коммерц-коллегии от 1726 года сентября 19 дня.

24. Словарь коммерческий, … С. 369.

25. Бондаренко Л.Б. Из истории русской спиртометрии // Вопросы истории естествознания и науки. 1999, №2.

26. Словарь коммерческий, … С. 369.

27. Шубинский С.Н. Очерки из жизни и быта прошлого времени. СПб., Ти-фия А.С. Суворина, 1888. - С. 27-28.

Занимаясь реформами государства, он тщательно старался его улучшить, дабы Российская Империя лидировала во всём.

И от внимания такого заботливого государя не могла ускользнуть и такая характерная особенность русского народа, как любовь к рюмке.

Для простого мужика «принять на грудь» - обычное дело, от которого не так-то просто отказаться.

Но часто подобные увеселения перерастали в долгосрочные запои, отказы работать и пьянки широким кругом, а это вызывало неудовольствие вышестоящих инстанций.

Бороться с пьянством пытались разными методами, начиная от сверхурочных работ и арестов и заканчивая банальными розгами.

Но известно – русского человека не сломить, а значит, активные распития алкоголя продолжались, невзирая на наказания и угрозы прибегнуть к жёстким мерам.

Поняв, что побороть страсть к крепким напиткам запугиванием и насилием не удастся, Пётр 1 решил действовать оригинальнее и вскоре придумал нестандартный метод борьбы.

Изначально способ заключался в том, чтобы привязывать пьяницу к позорному столбу с соответствующей табличкой, однако короткая продолжительность сего наказания (несколько часов) алкоголиков не пугала, а на более длительный срок правительство не решалось, ибо любителей «залить глаза» было немало, а работа сама себя не сделает, пока провинившиеся будут трезветь, пожираемые стыдом, у столбов.

Столкнувшись с такой дилеммой, Пётр 1 тем не менее не оставил попыток найти разрешения досадной проблемы.

Необычное решение

Решив отталкиваться от чести, которая дорога большей части населения, император продолжил размышлять, как бы использовать это в воспитательных целях.

Так, к 1714 году была изобретена ироническая медаль за пьянство, коей «награждали» любителей выпить.

Первое время медаль отличалась от остальных наград лишь позорной гравировкой «За пьянство», но позже решили к гнёту стыда добавить и весу чугунного украшения.

Таким образом, попавшихся на распитии спиртных напитков или разгуливавших в нетрезвом состоянии, сопровождали под белы рученьки в полицейский участок, где «награждали» заслуженным орденом.

К тому времени медаль весила 6,8 кг и это ещё не считая цепей, которые в свою очередь имели внушительную массу.

Кстати, эта медаль за пьянство вошла в историю не только как самая оригинальная, но и как самая тяжёлая.

Надев медаль на пьяницу, её надёжно закрепляли, чтобы невозможно было снять – всем известно, что русскому человеку присуща смекалка, а потому нетрудно догадаться, что попыток избавиться от «награды» было немало, причём одна удивительнее другой.

Царь ничуть не сомневался в подобном повороте событий, и пришёл к выводу, что без замка не обойтись.

В итоге щеголять в таком виде провинившийся должен был не меньше недели. Вот такой вот необычный способ борьбы с пьянством и алкоголизмом изобрел российский император.

Равны ли были все перед законом?

Однако в данной истории примечателен факт, что Пётр I и сам являлся любителем «погудеть».

Трезвенником правителя назвать нельзя, да и от приближённых, что тоже не прочь были «душевно посидеть», трезвого образа жизни не требовал.

Больше того, император вместе со свитой частенько закатывал так называемый Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор – мероприятие, где вино и водка в прямом смысле текли рекой.

Но удивляться такой несправедливости по отношению простых рабочих мужиков не стоит, ведь известно, что у рабочего класса того времени прав как таковых не было, вот и последнюю радость отнимали.

Сегодня медаль «За пьянство» уже давно упразднена и сложно сказать, к счастью это или к сожалению – ибо проблема алкоголизма считается одной из тяжелейших и крайне губительных проблем современности.

Причём дело так обстоит не только в России. Возродят ли воспитательные меры императора Петра I для борьбы с этой вредной привычкой – неизвестно, поэтому своими глазами взглянуть на это знаменитое «украшение» можно лишь на Красной площади, в экспозиции Государственного Исторического музея.

Медаль сохранила свой первоначальный облик и поможет вам лучше представить, как же любители позлоупотреблять спиртным отбывали своё наказание.

Когда речь заходит о Петре Великом , первое, что приходит в голову, — вбитое ещё со школьной скамьи понятие «окно в Европу». Армия нового образца, флот, европейская одежда, табак и кофе — словом, целый вал больших и малых перемен, обрушившийся на «дремотную» старую Русь. Логично предположить, что и такая сфера, как кулинария, тоже подверглась серьёзным изменениям — так сказать, перелицовке на европейский манер.

Этот стереотип настолько живуч и силён, что его давлению поддаются почти все. И начинают на полном серьёзе утверждать, что Пётр I души не чаял в западной кухне и вводил немецкие и голландские блюда вроде жареных колбасок, лангетов и бифштексов чуть ли не с таким же остервенением, с каким рубил бороды боярам.

К счастью, есть множество свидетельств, которые могут прояснить картину. И она никак не укладывается в наезженную колею такого удобного стереотипа.

Без колбасок

Дело в том, что помянутая «кухонная реформа» должна была стоить очень дорого, поскольку предполагала полное изменение уклада русской жизни. Причём на самом базовом уровне. Ни бифштекс, ни лангет в русской печи не приготовишь — для этого нужна печь голландского образца с чугунной жарочной плитой. На худой конец камин и набор сковородок. Это что же, сносить все русские печи и перестраивать дома ради колбасок?

Роскошь непозволительная. А Пётр к таким вещам относился строго: «Государь должен отличаться от подданных не щегольством и пышностью, но неусыпным ношением на себе бремени государственного. Самый способнейший способ к уменьшению пороков есть уменьшение надобностей — то и должен я в том быть примером подданным своим».

И потому чуть ли не единственная сфера жизни, которая при Петре оставалась почти без изменений, была традиционная кулинария. Во всяком случае, в семье первого русского императора дела обстояли именно так. Тем более что он и сам питал слабость к русской кухне — обильной, местами сложной, но привычной и доступной всем или почти всем подданным. Единственная серьёзная реформа по части кулинарии, на которую решился Пётр, — введение в широкий русский обиход морской рыбы вроде трески и наваги. У самого царя была на рыбу аллергия, но пользу этого продукта для подданных он тем не менее понимал. И потому в Архангельске и Холмогорах были развёрнуты масштабные рыбные промыслы. Кстати, это имело далеко идущие последствия для отечественной культуры. Именно с обозом мороженой трески в Москву как-то отправился холмогорский уроженец Михайло Ломоносов .

К иностранным новинкам в кулинарной сфере Пётр относился не то чтобы подозрительно... Скорее избирательно. Известен забавный случай. По возвращении из первого длительного заграничного путешествия Пётр пировал у своего приближённого Франца Лефорта . И затеял пикировку с польским послом: «В Вене, на хороших хлебах и тамошних шнитцелах и бакхендах я потолстел, но скудная Польша взяла всё обратно». Посол обиженно заметил, что он — уроженец «благодатной Польши» — толст, упитан и счастлив. На что получил царскую отповедь: «Не там, у себя, а здесь, на Москве ты отъелся».

«В Немецкой слободе — отъезд Петра I из дома Лефорта», Александр Бенуа, 1909 г.

Русский лимон

Замечание едкое, меткое, но не вполне справедливое. Русская кухня, даже в самом скромном изводе, который предпочитал Пётр, была на удивление сбалансирована и к излишней полноте не вела. Вот обычный обед императора в кругу семьи, описанный «царёвым механиком» Андреем Нартовым : «Кушанье ему было: холодные мяса с солёными лимонами и солёными огурцами, буженина и ветчина, студени с хреном и чесноком. А такоже щи разные, каши, жаркое из утки или поросёнка со сметаной, говядина с мочёным яблоком, ржаной хлеб, кислая капуста, тёртая редька, пареная репа».

Утром натощак, а потом перед каждой трапезой — чарка (143,5 г) анисовой водки. За едой — квас. Примерно так же обедал русский зажиточный мужик. Но больше всего Пётр любил перловую кашу. Между прочим, с его лёгкой руки именно ею в основном и питается российский солдат. Другое дело, что для царя перловку готовили на молоке, а в постные дни — на миндальном молочке, что давало прямо-таки необыкновенный эффект. Иностранного здесь нет ничего. Даже лимоны, почему-то считающиеся «заморским деликатесом», с которым Русь до Петра якобы не была знакома, упоминаются ещё в «Домострое», что был популярен лет за сто до рождения императора.

Арбузы в соли

Впрочем, иногда царь поражал окружающих своим неумеренным аппетитом. Скажем, когда Пётр лечился на водах в бельгийском городке Спа, ему была предписана диета из плодов и овощей. В полном соответствии с поговоркой про дурака, который, молясь, и лоб себе расшибёт, русский царь съедал за один присест 6 фунтов вишен и 4 фунта инжира. Питал первый русский император и слабость к арбузам, как свежим, так и солёным, заставив Алексашку Меншикова завести уже в Петербурге специальные теплицы, где выращивали эту ягоду. Кстати, арбузы были знакомы Петру с детства — его отец, царь Алексей Михайлович, завёл первое бахчевое хозяйство в городе Чугуеве ещё в 1660 г.

Если уж говорить о специфических пристрастиях Петра, то можно отметить его неистовую любовь к сыру с душком. Конкретно — к лимбургскому. Голландские шкиперы, знавшие Петра ещё по верфям Заандама, твёрдо знали: коль хочешь добиться царского расположения, вези в Петербург сыр.

Впрочем, бывали случаи, когда любовь к сыру оборачивалась лишними тратами. В той же Голландии в 1717 г. он проезжал город Нимвеген. И на постоялом дворе спросил чего попроще и подешевле — варёных яиц, кусок сыра, пива и хлеба. Увидев наутро счёт в сто дукатов, рассвирепел: «Это что за цена? Или сыр здесь редкость?» На что получил остроумный ответ: «Сыр — не редкость. Редкость — русские императоры, его спрашивающие».

Фото: Shutterstock.com / Elena Veselova

Ингредиенты :

  • Крупа перловая — 200 г
  • Вода — 1 л
  • Миндальное молоко — 2 стакана
  • Масло сливочное — 30 г
  • Сахар — 3 ст. л.
  • Соль — щепотка
  • Миндальные лепестки, голубика — для украшения
Как готовить :

1. Переберите крупу и промойте водой.

2. Залейте крупу водой и оставьте на 10 часов отмокать — так каша быстро сварится и получится рассыпчатой.

3. Слейте воду, промойте крупу ещё раз, залейте миндальным молоком и поставьте на огонь.

4. Когда крупа закипит, добавьте соль и сахар и варите кашу 20-30 минут. В конце добавьте масло и, выключив огонь, оставьте томиться на 1 час. Украсьте миндальными лепестками и ягодами.

Петр Великий, первый император российский (1672–1725), был реформатором не только российского государства, но и российского пьянства. До Петра богобоязненная Русь пробавлялась слабоалкогольной , а неистовый европеизатор Петр привил отечеству тягу к крепким напиткам - рому, и . При Петре российское пьянство разлилось широко и безудержно, как река, которая и по сей день не собирается входить обратно в свои берега. Сам Петр больше всего уважал именно водку и заставлял пить ее даже дам. За пьяные дебоши народ любовно прозвал царя «пьянчужка-царь» и «царь Кокуйский». Более того, Петр подарил нам еще два цивилизованных порока: табак и кофе. Спасибо, царь-батюшка!

В детстве Петра отдали на воспитание дьяку Никите Зотову - человеку тихому, но любившему выпить. Возможно, именно он еще в отрочестве пробудил алкогений Петра. В молодости Петр подружился с немцем Францем Лефортом, который пристрастил юного венценосца не только к точным наукам, но и к пиву с водкой. Вернувшись на родину из заграничной командировки, Петр, засучив рукава, принялся за реформы: состриг боярам бороды, повелел им пить кофий, а солдатам приказал курить.

Пьянство и насаждалось посредством указов. Петр ввел и бесплатную раздачу водки: одна чарка в день полагалась петербургским строителям, дорожным рабочим, рабочим верфи, портовым грузчикам, морякам и солдатам. Петр сам подавал пример подданным: его ассамблеи и дипломатические приемы обычно завершались попойками. Царь изобрел то, что сейчас называется : каждую победу, важное государственное событие и спуск нового корабля на воду Петр отмечал, заставляя бояр и дворян гулять неделями.

Алкоголь Петр ласково называл «Ивашкой Хмельницким» и мог за день пропустить 36 стаканов вина, а каждое утро начинал со стопки водки и моченого огурца. Постепенно народ привык к водке и начал пить не только по праздникам, но и ежедневно, а прибыль от монополизированного государством алкогольного бизнеса стала важным источником пополнения казны.

«Не гнать мужиков-питухов из кабака, пока до нательного креста не пропьются». Указ Петра I

Естественно, введя ежедневное пьянство в народную жизнь, Петр, как и подобает самодуру, тут же принялся регулировать его разнообразными указами. Так, населению велено было пить «умеренно и честно в веселие и отраду, а не в пагубу своей души», а целовальникам и кабацким головам предписывалось смотреть, чтобы «никто через силу не пил и до смерти не опился». Петр даже издал указ, чтобы пьяницам на шею подвешивали чугунный круг, на котором было написано, что «сей безобразно в пьянстве усердствовал ». Естественно, чугун в стране быстро кончился.


Но и на этом царь-пьяница не остановился: однажды он решил превратить пьянство в госучреждение и создал знаменитую коллегию пьянства - «Всешутейший и всепьянейший собор» под председательством шута, носившего титул князя-папы. При папе состоял конклав из 12 кардиналов, пьяници обжор, с штатом духовных чинов, носивших нецензурные прозвища. Устав ордена Петр сочинил сам, и первая его заповедь гласила: напиваться каждодневно и не ложиться спать трезвыми. Новичку в этом соборе задавали вопрос: «Пиеши ли?» - а трезвых «грешников» и еретиков-пьяноборцев отлучали от кабаков и предавали анафеме. Что и говорить, Петр Первый и по сей день остается самым влиятельным алкогением за всю историю Государства Российского, а дело его, в отличие от непопулярных начинаний других правителей, продолжает жить в сердце практически каждого жителя нашей родины.

Гений против употребления

1683-1695
Уже ребенком выказывает склонность к большим государственным и военным свершениям и создает потешные полки - Преображенский и Семеновский. Знакомится с голландским инженером Францем Тиммерманом, занимается с ним арифметикой, геометрией, артиллерийской наукой. Встречает Франца Лефорта, женится на Евдокии Лопухиной и тут же бросает молодую жену ради морского похода. Пьет в основном с иноземцами в Немецкой слободе. Из воспоминаний сподвижника Петра Бориса Куракина:
«Тут началось дебошство, пьянство такое великое, что невозможно описать, что по три дни, запершись в том доме, бывали пьяны и что многим случалось оттого и умирать». Уцелевшие от таких встреч с «Ивашкой Хмельницким» хворали по нескольку дней, а Петр поутру просыпался, как ни в чем не бывало.

1696-1699
Едет в поход на Азов. Азов сдается, и Петр пьет в честь победы. Едет в «Великое посольство» по Европам. Вернувшись, подавляет стрелецкий бунт. Пиры и попойки сменяются казнями: на Красной площади были казнены 200 стрельцов. Пользуясь случаем, ссылает в монастырь жену. Сразу после этого «Всешутейший собор» устраивает гулянку, посвящая богу Вакху дворец Лефорта. «Одни несли большие кружки, наполненные вином, другие - сосуды с медом, иные - фляги с пивом, с водкой». Собственноручно Стрижет бороды у первых сановников государства. Требует, чтобы водку пили все, включая дам. Во время торжеств в саду появлялись гвардейцы с ушатами сивухи, запах которой разносился по аллеям, - причем часовым приказывалось никого не выпускать из сада.

1699-1700
Издает указ о праздновании Нового года 1 января: «...поздравлять друг друга с новым годом, учинять украшения из елей, детей забавлять на санках, а взрослым пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает». Бесчинства «собора» продолжаются: по свидетельству современников, «многие к тем дням приготовлялись как к смерти». Формирует армию.

1700-1710
Самая впечатляющая серия государственных успехов царя: заключение мирного договора с Турцией, основание Петербурга, взятие Дерпта и Нарвы, разгром шведов под Полтавой. Водку в кабаках начинают продавать уже не ковшами и чарками, а ведрами емкостью 12 л. Также в кабаках были запрещены все виды закусок. Издан указ: «Не гнать мужиков-питухов из кабаков, пока до нательного креста не пропьются». Когда По этой причине армия Петра вконец деморализовалась, по царскому указу была отлита медаль из чугуна Весом 6,8 кг. На медали было выбито: «За пьянство». Медаль приковывалась цепью к шее пьяницы.

1711-1712
Женится вторично - на женщине, ставшей впоследствии русской императрицей Екатериной Алексеевной (Екатериной I). На свадебном пире, длившемся 5 часов, присутствовало более 160 человек. Один из них рассказывал, что «общество было блистательное, вино прекрасное, венгерское, и, что особенно было приятно, гостей не принуждали пить его в чрезмерном количестве». Выступает в прусский поход, берет Выборг. Продолжает пить неумеренно: «Я, как от Вас поехал, не знаю: понеже зело удоволен был Бахусовым даром. Того для всех прошу, если кому нанес досаду, прощения, а паче от тех, которые при прощании были, да не напамятует всяк тот случай и прочее...» (из письма Петра к графу Апраксину).

1716-1720
Петр становится командующим объединенным флотом России, Голландии, Дании и Англии. Манифест о лишении царевича Алексея престола и смерть царевича от пыток. Открытие Кунсткамеры - первого музея в России. Заботясь о том, чтобы музей посещало как можно больше людей, Петр велел выдавать каждому посетителю бесплатно по чарке водки и «цукерброду». Указом Петра назначались денежная плата за доставку в Петербург монстров и наказание за их утайку.

1721-1725
Петр принял новый титул и стал официально называться «Императором», «Великим» и «Отцом Отечества». Заключение Ништадского мира со Швецией Петр празднует недельной пьянкой-маскарадом. За столом у архиерея монах, с поклоном подававший Петру чарку анисовой, не удержался на ногах и облил государю все платье. Но быстро нашелся, сказав: «На кого капля, на кого две, а на тебя, государь, излияся вся благодать!» Петр рассмеялся и потребовал вторую чарку. В ноябре 1724 года Петр бросился в ледяную воду спасать севший на мель бот с солдатами, женщинами и детьми и в результате заработал сильнейшую простуду. Страдавший мочекаменной болезнью царь уже не смог оправиться и умер 28 января 1725 года в возрасте 52 лет.



Собутыльники

Пётр Первый: «Пей, но дело разумей!»

(Глава из исторического очерка «Питие на Руси есть веселие» - www.сайт/work/211948)

Правление Петра Великого, первого российского императора и величайшего реформатора, буквально вздыбившего огромную, но отсталую, патриархальную страну, не ущемляло сокровенных чаяний его пьющих подданных. Вовсе нет: Пётр любил хмельные пиры, всевозможные забавы, шумные развлечения, и охотно потчевал вином своих гостей на ассамблеях, приёмах, балах, пирах и прочих увеселениях той бурной эпохи. (Петр I Великий (1672 - 1725) российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н.К. Нарышкиной… - Из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.)

Кстати сказать, именно он усадил мужчин и женщин вместе за один стол на пирах и прочих увеселениях, так как во все предыдущие царствования мужчины и женщины вкушали яства и хмельные пития в обособленных покоях. Любопытно, но эта идея понравилась девушкам на выданье и молодым людям, начинавших подумывать о семейной жизни. Почему? Да хотя бы потому, что ранее было не так много мест, где, не нарушая приличий, они могли хотя бы увидеть друг друга вблизи, - например, в церкви.

Следует также пояснить, что ни в XVIII веке, ни тем более ранее - личные предпочтения женихов и невест не учитывались, а если и учитывались, то в последнюю очередь. Гораздо больше внимания уделялось таким вещам как приданное, даваемое за невестой, и которое, соответственно, можно было использовать для улучшения благосостояния молодой семьи или расширения какого-либо дела, здоровье невесты и способность к деторождению - на этот счёт дотошно «просматривались» родословные ее близких и не очень близких родственниц, покладистость характера, умение вести домашнее хозяйство, искусность в рукоделиях… В отношении женихов такое же пристальное внимание уделялось их трудолюбию, здравомыслию, трезвости, бережливости…

Поэтому решающее слово почти всегда оставалось за их родителями, собственный опыт которых подтверждал народную мудрость: «Стерпится - слюбится». И если уж дело доходило до венчания, то свадьба выходила шумной и хмельной. Стол ломился от обилия еды и хмельных напитков, среди которых всенепременно было и хлебное вино.

…Но вернёмся к повествованию о Петре Алексеевиче. Царь был высок ростом, скор на расправу и обладал весьма крутым, вспыльчивым нравом. В гневе был страшен не только для тех, на кого тот был обрушен, но и для царедворцев, слуг и прочих свидетелей вспышки его ярости.

Что же касаемо дел государственных, то в отличие от того же Ивана Грозного, он направлял переполнявшую его энергию на доселе невиданные свершения, в коих, по его разумению, Россия зело нуждалась. И как покажет время, его свершения действительно окажутся невиданными на земле Русской…

Однако, не смотря на крутой нрав и пьяные выходки, алкогольными реформами он своих подданных не донимал. Будущий император придерживался другой «доктрины»: пей, но дело разумей! В это трудно поверить, но неуемный государь, с годами стал не только весьма сведущ во многих науках, которые обычно постигал своим умом, но и владел двенадцатью (!) ремёслами. (В детстве и отрочестве Пётр не получил хоть сколько бы систематического светского или духовного образования. - Прим. авт.)

Иногда, и уж точно не на трезвую голову, он сильно забавлял своих подданных. Чего стоят такие его потехи, как игры в «князя-кесаря» или в «сумасброднейший, всешутейший и всепьянейший собор»… (Слово «собор» не обязательно имело отношение к Церкви. Так называли и земские «съезды», созываемые для решения каких-то важных проблем. - Прим. авт.)

Известны и другие его сумасбродства в Москве. К примеру, когда перепившаяся компания, человек так в двести, со скоморохами и разбитными молодками, с криками, песнями и частушками разъезжала на санях, запряженных свиньями, козами и даже медведями… Ну и, само собой, та буйная и развеселая бражка вваливалась во дворы московской знати, дабы «славить» хозяев, требуя угощений и наград за дружеские визиты, от коих нечаянно облагодетельственные бояре не знали, куда и деться.

Да и куда от них деться, если вместе с теми охальниками сам Пётр Алексеевич в гости пожаловал? Проще накрыть столы на всю ту пьяную ораву, с умилением и подобострастием выставив на них жбаны с питным мёдом, боярским хлебным вином, пивом, брагой и квасом - авось и обойдёт стороной та лихая беда.

Ну и само собой не скупиться на добрую закуску и яства:

Не вели казнить, вели слово молвить, ваше царское величество! Вот тебе, Пётр Алексеевич, и твоим доблестным генералам и прочим собутыльникам… Тьфу ты, бес попутал! …Твоим верным слугам всё то, что бог послал и что прислуга с великим поспешанием извлекла из погребов и подклетей. Угощайтесь, ваше величество!

Вот, для начатка, первейшие холодные закуски, - в пояс кланялся не на шутку струхнувший боярин, - осетровые балыки вяленые и на холодном дыму копчёные, икра черная и красная, окорока и грудинки свиные, колбасы и ветчины, заливное из свиных ножек и откормленных пшеничкой индюков, сыры, брынза и сметана, хрусткие соленые огурчики и по монастырскому рецепту квашенная капуста… Уж не побрезгуйте, ваше царской величество, явите милость к верным слугам своим - отведайте…

Излишне добавлять, что домочадцы и слуги как только могли угождали нагрянувшим гостям, понимая, как много зависит от их расторопности.

Ну а пока досточтимая компания изволит выпивать и закусывать, дойдут на вертелах телятки, свинки, барашки, гуси, фазаны и прочая живность. В поварне уже готовят осетринку с грибами и севрюжинку с хреном, - утирая пот с лица, лебезил тучный боярин в парадном камзоле и ненавистном ему парике.

Тут уж поневоле вспотеешь и залебезишь: как ни крути, а не угодить царю и его пьяной компании это будет похуже, чем впасть в заурядную опалу. И потому проще подобострастно угождать и откупаться с боярским достоинством. Не ровён час, хмельной самодержец такую опалу наложит на него самого и на его родимых чад, что и Тмутаракань покажется подмосковным селом Архангельским…

Хотя, конечно, случалось всякое, и тогда государь безжалостно рубил головы взбунтовавшимся стрельцам (1698). Или, к примеру, заставлял своих подданных носить одежду иноземного покроя (1700), а также брить лица - дабы своим обликом на людей похожи были. (Кроме духовенства и крестьян. - Прим. авт.)

Еще один немаловажный штрих к психологическому портрету молодого царя. По дошедшей до нас легенде, после подавления того стрелецкого бунта Пётр не только с большим удовлетворением на лице вышагивал вдоль плах с топорами, но и собственноручно рубил головы наиболее злокозненным своим врагам. То бишь, слюнтяйскими комплексами он не страдал…

Пётр Алексеевич был практичным человеком, и потому не желающие ходить «с босым рылом» могли откупиться от исполнения государева указа (1705) и получить особый «Бородовой знак» с ехидной надписью: «Деньги взяты». (Неисполнение Указа влекло строгие наказания. - Прим. авт.)

Поэтому в том знаменитом указе есть и такие слова:

«А буде кто из царедворцев и из градских жителей похочет ходить с бородою, ему для взятия знака ехать к Москве и явиться в Приказе земских дел».

Следует пояснить, что для высших сословий «отступные» за право ношение бороды достигали огромной по тем временам суммы: до ста и даже более рублей. Посадские, извозчики и прочие людишки нижних сословий, не желавшие брить бороды, должны были вносить в казну государеву кто по 10 рублей в год, а кто и поболе. (Для сравнения: в ту пору курица стоила около алтына (3 коп. медью), а простую рубаху или порты можно было сторговать за двугривенный (20 коп. серебром). - Прим. авт.)

Смех смехом, а реализация того указа послужила даже поводом к Астраханскому восстанию (1705 - 06). Участники тех беспорядков призывали «за веру и за правду постоять, усов и бород не брить и немецкого платья не носить». (Слово «немецкое» имело тогда другой смысл: нерусское, иноземное. Немцами называли иноземцев из любой страны, а не только из земель германских. - Прим. авт.)

Отличился Петр и в ратных делах. Нельзя сказать, что ему всегда сопутствовала удача, но, тем не менее, он извлекал уроки из горьких «конфузий» и сумел довести свои войны до славных «викторий». Например, походы против Турции и Персии…

Однако самой тяжкой, долгой и разорительной оказалась Северная война со Швецией, которая началась в 1700, а закончилась лишь в 1721 году. И это не смотря на то, что в 1709 г. Россия нанесла Швеции сокрушительное поражение под Полтавой. (1. В то время Швеция являлась сильнейшей военной державой в Европе. - Прим. авт. 2. После окончания Северной войны (1721) Россия была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами «Великий» и «Отец отечества». - Из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.)

Будущий герой Полтавы еще с отроческих лет был хорошо знаком с тяготами воинской службы и с бытом солдатской жизни, когда командовал своими «потешными» отрядами. Впоследствии, они станут самыми знаменитыми гвардейскими полками: Семёновским и Преображенским. (1. «Потешные» отряды из детей и молодых людей были созданы в нач. 80-х гг. XVII в. для «военных потех» русского царя. - Из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия. 2. Именно эти отряды первыми придут на выручку Петру в августе 1689, когда случится стрелецкий бунт. - Прим. авт.)

Сформированные им гвардейские полки себя не посрамят: на поле брани они добудут славу и своему благодетелю, и всей России… (Они отличатся в войнах со Швецией (1700 - 21), Францией (1812 - 14), Турцией (1877 - 78)… - Прим. авт.)

По Высочайшему повелению Петра I (1699) был изменен порядок управлениями винными делами России, и с этой целью был учрежден институт бурмистров. Бурмистры стали ведать водочными подрядами, хранением хлебного вина, его поставками... Таких чиновников было сравнительно немного, и, видимо, именно на этот момент делалась ставка: государь считал, что их будет легче держать в страхе и послушании. Однако он не учел опыт минувших веков и недооценил соблазнов, на которые так падки люди…

Бурмистры, также как когда-то воеводы и наместники, не смогли избежать искушений и корысти ради пустились во все тяжкие. В общем и целом, повторилась ситуация времен Ивана Грозного: за взятки они прощали поставщикам их недопоставки, обсчитывали и обманывали сдатчиков водки, разбавляли ее водой, торговали «левой» сивухой и т. д. и т. п. «Ноу-хау», изобретенные еще в XVI веке, оказались действенны и два века спустя. (В 1717 г. питейные дела передадут в ведение Камер-коллегии, а затем - в ведение Министерства финансов. - Прим. авт.)

В том же 1699 г. был введен новый календарь, в котором отсчет времени стал вестись не с момента сотворения мира, а с Рождества Христова. Проще говоря, 7208-й год по русско-византийскому календарю стал 1700-м годом по юлианскому, давно принятому в некоторых странах Европы. (Отставание юлианского календаря, которого традиционно придерживалась и придерживается Православная церковь, приведет к забавному казусу. А именно: в XX в. - после принятия в России григорианского (современного) календаря - Новый год станут встречать по обоим календарям сразу, причем - весьма охотно и с размахом… - Прим. авт.)

Государь прекрасно знал повадки своих буйных во хмелю подданных, поэтому пишет свои указы доходчиво и без затей. Вот слова из его знаменитого Указа, которые невозможно читать без улыбки:

«Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает».

Любопытный исторический «рикошет». Три с лишним века спустя, в декабре 1928 года, рождественские ёлки, как религиозный пережиток, неожиданно окажутся под запретом. Однако вскорости тот несуразный запрет не только будет отменён, но и украшенные мишурой, свечами, блестящими шарами и бумажными игрушками ели станут непременным атрибутом празднования Нового года. Более того, украшенные новогодние ели появятся во всех клубах, театрах, государственных и общественных учреждениях, на главных площадях больших и малых городов, а также в домах простых советских граждан.

…Церковь была против «богомерзкого иноземного обычая». Но так как народ не желал отказываться от дарованного ему праздника, то и она была вынуждена искать какой-то компромисс. И нашла: 1 января выпадало на день памяти Василия Великого, который, как ни странно, был убежденным противником пьянства еще в IV (!) веке нашей эры. Вот что он когда-то писал, уповая на Господа и предавая анафеме «пьянственного беса»:

«Пьянство это вражда на Бога… Пьянство это добровольно накликаемый бес… Пьянство отгоняет Святого Духа».

Этим Православная церковь и утешилась: Новый год так, не так, но всё же стал бытностью и для неё.

Занятно в той истории и другое: всё это лишний раз показывает, насколько российский народ пристрастился к хмельному. Сравните: нет сегодня в России ни одного человека, который бы не помнил о той заветной дате, как о самом любимом празднике, и очень немного тех, кто помнят о Василии Великом.

«Пьянство… - это многообразный и многоглавый зверь, - стращали священники своих прихожан словами Златоуста. - Здесь вырастает у него блуд, там - гнев; здесь - тупость ума и сердца, а там - постыдная любовь… Никто так не исполняет злой воли диавола, как пьяница».

С этим православные не спорили. Да и о чём тут спорить, если и Василий Великий, и Иоанн Златоуст это святители Церкви?

И тем не менее, они нашли убедительный довод, оправдывающий их пристрастие к хмельному. А именно: среди многих давних и традиционных здравиц появляется новая, в которой скрыта немалая доля иронии:

«Не ради пьянства окаянного, а дабы не отвыкнуть!»

Виктор Аннинский,

2010 - 2015 гг.

См. также другие избранные главы исторического очерка «Питие на Руси есть веселие»:

«Исторический выбор князя Владимира Святославича» - https://www.сайт/work/222442

«Кремлёвский детектив XV века» - https://www.сайт/work/222451

«Государственная тайна Зелёного Змия» - https://www.сайт/work/222460

«Да гори оно синим пламенем!» - https://www.сайт/work/222463

«Роковая блажь и. о. царя» - https://www.сайт/work/222464

«Молочные зубы Зелёного Змия» - https://www.сайт/work/222467

«Собор «О кабаках» и записные пьяницы» - https://www.сайт/work/222468

«Пётр Первый: «Пей, но дело разумей!» - https://www.сайт/work/222474

«Бедная, бедная принцесса» - https://www.сайт/work/222542

«Императрица Екатерина Вторая» - https://www.сайт/work/222481

«За веру, царя и Отчество!» - https://www.сайт/work/222483

«Всё по уставу!» - https://www.сайт/work/222484

«Великие реформы царя, не ставшего Великим» - https://www.сайт/work/222485

«Как упоительны в России вечера…» - https://www.сайт/work/222488

«Кабак умер. Да здравствует трактир!» - https://www.сайт/work/222489

«Двадцать три ступени вниз». Крах Российской империи - https://www.сайт/work/222493

«Трезвый беспредел большевиков» - https://www.сайт/work/222496

«В буднях великих строек…» - https://www.сайт/work/222344

«Легендарные сто грамм» - https://www.сайт/work/222346

«И текли куда надо каналы…» - https://www.сайт/work/222349

«Кузькина мать Никиты Хрущёва» - https://www.сайт/work/222432

«И Родина щедро поила меня…» - https://www.сайт/work/222504

«Последние из могикан». Алкоголь и закат социализма - https://www.сайт/work/222533

Михаил Горбачёв. «Заставь дурака богу молиться…» - https://www.сайт/work/222511

«Гибель «Титаника». Алкоголь и крушение СССР - https://www.сайт/work/222512

«Исторический бумеранг». Борис Ельцин - https://www.сайт/work/222540

© Виктор Аннинский

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ:

«Питие на Руси есть веселие» - https://www.сайт/work/211948

«Варяг», крейсер загадочной судьбы» - https://www.сайт/work/211939

«Гейши Киото: сокрытое под шелком кимоно» - https://www.сайт/work/211944

«Талейран, непревзойденный гений интриги» - https://www.сайт/work/211962

«Женская логика» - https://www.сайт/work/217142

«Камикадзе - боги без земных желаний» - https://www.сайт/work/211946

«Aqua Vita, река Забвения». Историко-мифологический очерк - https://www.сайт/work/216916

«Роковая женщина папы Климента VII» - https://www.сайт/work/211956

«Адмирал Ониси, окаянный самурай императора Хирохито» - https://www.сайт/work/211938

«Токийский военный трибунал: победителей не судят!» - https://www.сайт/work/211963

«Харакири: непостижимая эстетика смерти» - https://www.сайт/work/211965

«Эпитафии: от Античности до наших дней» - https://www.сайт/work/211992

Лучшие статьи по теме