Все о продуктах питания. Информационный портал
  • Главная
  • Фрукты
  • Промышленные гиганты ссср: почему фабрики и заводы оказались обречены? Шоколад «кола» в ссср и другая шоколадная продукция. Киевский авиационный завод

Промышленные гиганты ссср: почему фабрики и заводы оказались обречены? Шоколад «кола» в ссср и другая шоколадная продукция. Киевский авиационный завод

В начале 30-х годов правительство Советского Союза решилось на небывалый шаг – продать западным миллиардерам шедевры Эрмитажа. Полученные деньги были направлены на переоборудование старых и строительство новых предприятий, которые обеспечивали СССР всем: от оборонной промышленности до трикотажа. В течение долгих десятилетий быть пролетарием было почетно, а попасть на передовицу фабричной газеты – высшей формой похвалы. Но «перестройка» изменила привычную жизнь, а с окончанием Советского Союза промышленные гиганты так и не смогли модернизироваться. Чем жило советское производство, и почему фабрики и заводы оказались обречены, разбирались авторы программы «Достояние Республик» на телеканале «МИР» .

© ТАСС, Великжанин Виктор, Пахомова Людмила

ЧТО И КАК ПРОИЗВОДИЛИ В СССР

«Сегодня можно задаваться вопросом: было ли это ошибкой правительства – продать 34 первоклассных холста за рубеж. Но если в семье умирает ребенок и для того, чтобы его спасти нужна дорогостоящая операция, то родители продадут все – лишь бы его спасти. То же самое сделала советская власть – продала минимум, чтобы сохранить экономическое положение»,- рассказал главный научный сотрудник Института российской истории РАН Юрий Жуков .

По всей стране загремели трубы новых советских фабрик – «Даешь индустриализацию!» – стало призывом эпохи. Отныне рабочий – герой своего времени, а промышленные гиганты – государства в государстве. Советское правительство стремилось обеспечить рабочих всем необходимым и создать полноценную жизнь – работу, жилье, досуг.

«Заводы были отдельной градообразующей системой. В честь них называли площади и улицы, на которых жили инженеры. Строили специальные кварталы для рабочих и открывали дома культуры. Я знаю художников, которые в советское время оформляли эти дома культуры. Они выезжали на нефтеперерабатывающие заводы за полярный круг или в Сибирь и удивлялись огромным территориям, где надо было по часу ехать от одного клуба к другому», – заметила директор Московского музея дизайна Александра Санькова .

Начали создавать профсоюзы предприятий, через которые можно было встать в очередь на машину и даже получить квартиру. А рабочие могли исполнить свои самые необыкновенные «культурные» мечты, например, попробовать себя в балете, который преподавали ведущие солисты и хореографы Большого театра.

Промышленное сердце билось нa территории завода «Серп и Молот». Именно здесь впервые в стране установили мартеновские печи.

«Первые мартены были установлены здесь. Вот недавно прошла реконструкция скульптуры «Рабочий и колхозница», но реконструировали только внутренности, а облицовка осталось той же. А ведь ее построили в 30-е годы из первой нержавеющей ленты, которую прокатывали у нас на заводе. И делалось это даже не специально, лента прокатывалась для авиации», – сообщила директор Музея Московского металлургического завода «Серп и Молот» Раиса Нагих .

Предприятия порой открывали в самых неожиданных местах. Например, на территории завода «Динамо» ранее была церковь с захоронениями героев Куликовской битвы.

«Динамо был самым грязным и наименее популярным жилым районом Москвы в начале 20-го века. Сам завод был долго на вторых ролях. После национализации узнали, что на территории была закрытая церковь, в которой хранились останки знаменитых героев Куликовской битвы – Пересвета и Ослабля. И вот прямо в церкви и устроили компрессорную. Там производили электродвигатели, кабели и провода», – сказал историк Павел Гнилорыбов .

Большое внимание уделяли производству трикотажных изделий. И были они не настолько однообразными и безвкусными, как часто сейчас говорят о моде советского периода.

«Когда выходило новое оборудование в мире, то Союз покупал его, устанавливал на фабрике, где его испытывали и внедряли в производство. Мы почти всегда были первыми. Товары из трикотажного объединения «Ануш» поставлял в элитные магазины «Березка», экспортирующие в Восточную Европу», – сказала директор трикотажного объединения «Ануш» Рима Бекирска .

Самые модные ткани делали на одном из старейших московских предприятий – «Трехгорной мануфактуре».

«Это предприятие, которое можно похвалить за тесную связь с потребителем. Пока некоторые годами выпускали нелюбимые модели пальто, женской и мужской обуви, у «Трехгорки» был каталог, а через систему абонентских ящиков можно было написать свои просьбы и пожелания, которые нередко воплощали в жизнь. На фабрике получали западные журналы и следили за тем, какой цвет в мире моды актуален в будущем сезоне», – заметил Павел Гнилорыбов.


© ТАСС, Тур Михаил

МЕНЬШЕ РАБОТАТЬ - БОЛЬШЕ ОТДЫХАТЬ, И ДРУГИЕ ЛЬГОТЫ РАБОЧИХ

«Трехгорная мануфактура еще до революции была предприятием, где заботились о рабочих. Пока другие требовали восьмичасовой рабочий день и пенсии, на «Трехгорке» многое из этого уже было», – сказал Павел Гнилорыбов .

Советское правительство шло на всевозможные уступки по отношению к рабочим, чтобы создать наиболее комфортные рабочие условия. Сразу после революции рабочие потребовали социальные льготы и получили их.

«Рабочие предъявляли администрации требования, среди которых были: создание душевых и умывальников, ящиков для рабочей одежды, помещений для приема пищи, детских площадок и пионерских баз. Предприятия были одной большой семьей и вместе организовывали досуг. Были вокальные ансамбли, а с 61–го года уникальный аквариумный клуб «Нептун»», – сказала Раиса Нагих .

«Мы арендовали автобус и на два дня ездили в разные уголки Армении. Иногда просто ездили на шашлыки. У меня были лаборанты, которые получали по 70 рублей, но отдыхали на море, потому что путевки были профсоюзные», – делится воспоминаниями Рима Бекирска .

Быстро формировались рабочие династии, которые повышали качество производства.

«Если ты сын железнодорожника, то хочешь-не хочешь ты будешь железнодорожником. Отец пробьёт поступление, повышение по службе и ты переймешь все секреты того или иного предприятия. Такая система помогала держать качество на уровне», – сказал Гнилорыбов .

ДАЕШЬ ЧАСЫ КАЖДОМУ: НЕ РОСКОШЬ, А ПРЕДМЕТ НЕОБХОДИМОСТИ

«В конце 30-х годов на советских заводах были введены очень строгие нормы в отношении опозданий. За 20 минут можно было отправиться в места не столь отдаленные, поэтому люди требовали будильники, но промышленность не могла обеспечить ими всех. Выходили из положения разными способами – коммунальная квартира будила всех или обладатель наручных часов приходил и будил всех», – заметил историк Гнилорыбов .

Так наручные часы из предмета роскоши превратились в предмет первой необходимости. Тогда и открыли главные часовые заводы страны – Первый, где выпускали часы марки «Полет» и Второй – там производили марку «Слава». Кстати, именно часы «Полет» были у Гагарина во время его первого полета в космос. За ними всегда охотились иностранцы. В целом, товары советских часовых заводов ценились на Западе, поэтому они приносили большие валютные доходы.

«Были очень «хипстерские» модели. Например, «Ракета» или «Ракета Коперник», которыми сейчас интересуются многие модники. Их можно купить за 10-12 тысяч рублей с отечественным механизмом», – сказал Гнилорыбов .

ЭНТУЗИАЗМА МЕНЬШЕ, АПАТИИ БОЛЬШЕ: КТО ЗАГУБИЛ ПРОМЫШЛЕННЫХ ГИГАНТОВ

На благо Московской Олимпиады 1980-го года работала почти вся страна. Сотни фабрик собирали автомобили, шили костюмы, сувениры. Рижский электрический завод «ВЭВ» поставил средства связи: телефоны, рации, судейскую аппаратуру. А вот после многие предприятия были сфокусированы, в основном, на оборонной промышленности. Tовары народного потребления выпускали по остаточному принципу, качество и дизайн начали подводить. Кроме того, не хватало внедрения новых моделей: чаще всего перелицовывали старые.

Все эти проблемы в начале 80-х нашли отражение в кинематографе. «Дублер начинает действовать» - типичная драма брежневской эпохи, где показали техническую отсталость, неэффективность плановой экономики и самодурство руководителей.

«Для 82-го года это была необычная тема о том, как молодым вдруг позволили встать на руководящие места и что-то попробовать. Это, видимо, в преддверии перестройки, когда искали новые подходы, чтобы увеличить производство», – сказал актер Алексей Вдовин.

Ближе к перестройке люди на заводах и фабриках уже не столько работали, сколько отрабатывали. Энтузиазма становилось все меньше, а апатии больше. Люди перестали ценить стабильность, а воспринимали ее как должное.

«Люди знали, что они придут на работу, их дети бесплатно пойдут в школу и получат бесплатное лечение. Была уверенность, которой сейчас нет. Я никогда не думала, что мы не приспособимся, потому что до последнего мы пытались держать руку на пульсе. Но с перестройкой резко сократился спрос, а когда распался Советский Союз, то распались и все связи», – сказала Раиса Бекирска.

Перестройка изменила жизнь советских предприятий до неузнаваемости. Их перевели на хозрасчет и самоокупаемость. Социальные программы свернули, поскольку на них уже не хватало денег. На рынок хлынуло множество ширпотреба, многих потопила конкуренция. Кто-то смог перестроиться, но в запустении остались огромные территории завода ВЭВ, а на месте литейных цехов «Серпа и Молота» появился жилой квартал.

Смотрите передачу «Достояние республик» на телеканале «МИР» по субботам в 10:15.

Наиболее крупные заводы СССР были представлены высокотехнологичными предприятиями в металлургической (Магнитогорский металлургический комбинат, Ждановский металлургический комбинат, Криворожсталь, Кузнецкий металлургический комбинат), машиностроительной (НКМЗ), автомобилестроительной (АЗЛК, Волжский автозавод) отраслях.

 

«Строй заводы-гиганты», - один из главных девизов периода индустриализации. И действительно, за время правления коммунистов были возведены или модернизированы крупнейшие заводы СССР. Высочайшая технологичность и уровень организации производственных процессов, грамотная политика мотивации персонала помогали добиваться невероятных показателей. Причем, в отличие от целей капиталистических конкурентов, советское производство было ориентировано не на получение прибыли, а на достижение результатов, измеряющихся в натуральном выражении, в том числе человеко-часах, тоннах сырья и материалов при минимизации расходов.

Именно производственные мощности, количество рабочих мест гигантов легли в основу составления списка самых больших заводов СССР, куда вошли металлургические и машиностроительные предприятия. К сожалению, не все из них смогли сохранить свою мощь после перехода на капиталистические рельсы.

Магнитогорский металлургический комбинат им. В.И. Ленина

Расположение: Россия, Челябинская обл., г. Магнитогорск

Начало строительных работ самого крупного в мире металлургического комбината, как изначально планировалось советскими властями, приходится на 1929 год. В рекордно короткие сроки состоялось рождение Магнитки: в 1932 г. была запущена первая доменная печь.

На запланированные мощности в 2,15 млн тонн чугуна, 1,92 млн тонн стали и 1,64 млн тонн проката комбинат вышел к концу 30-х годов.

Выпускаемая продукция: прокат, чугун, сталь, агломерат, ферросплавы

По состоянию на 1991 г. степень износа производственных мощностей составил 89%

Современное название: ОАО «ММК», приватизировано в 1992 г.

Кадровая политика: 18 600 человек

Сегодня является высокорентабельным предприятием полного металлургического цикла, входящим в список 20 самых крупных сталелитейных комбинатов мира.

Ждановский металлургический комбинат имени Ильича

Расположение: Украина, Донецкая обл., Мариуполь

Запуск в 1897 г. трубного цеха Никополь-Мариупольского горно-металлургического общества считается днем рождения комбината Ильича. Второе рождение приходится на послевоенные годы, когда было восстановлено 70% мощностей после возвращения отправленного в эвакуацию на заводы Урала и Сибири оборудования.

В период с 1954 по 1969 г.:

  • Количество доменных печей увеличивается до 5 единиц.
  • Вводится в эксплуатацию мартеновский цех с наибольшими печами в мире.
  • Строится самая крупная аглофабрика в Европе.

Именно здесь проходят эксперименты инженеров по отработке технологии непрерывного литья.

Современное название: ОАО «ММК имени Ильича», приватизировано в 2000 г.

По состоянию на 2004 г. на комбинате трудилось 95 000 человек.

Ряд реорганизаций, смен собственников привели к сокращению численности до 17 904 человек в 2016 г.

Металлургический комбинат «Криворожсталь»

Расположение: Украина, Днепропетровская обл., г. Кривой Рог

Первая доменная печь завода была запущена в 1934 г. 4 августа, что и стало отправной точкой истории развития одного из крупнейших гигантов СССР. Во время войны часть оборудования была эвакуирована в Нижний Тагил, сам же завод полностью разрушен немцами.

Полностью восстановлен и расширен в послевоенные годы. Причем с 1956 г. новые мощности вводятся в эксплуатацию ежегодно.

В 1974 г. запущена 9 доменная печь, которая была самой крупной в мире.

Крупнейший производитель стального проката на Украине. Специализировался на производстве арматуры, катанки, чугуна, стали, сортового и фасонного проката.

Современное название: ПАО "Арселор Миттал Кривой Рог", приватизировано в 2004 г., реприватизировано 2005 г.

В 2005 году на предприятии трудилось 52 000 человек. К концу 2014 года численность составила 28 625 человек.

Сегодня комбинат представляет собой металлургическое предприятие полного цикла, так как к нему были присоединены коксохимическое производство и горно-обогатительный комбинат.

Кузнецкий металлургический комбинат

Расположение: Россия, Кемеровская обл., г. Новокузнецк

Строительство гиганта продолжалось с 1929 по 1932 г. Но из-за неприспособленности технологий к погодным условиям на полную мощность вышел только в 1936 г.

Структура предприятия включала коксохимическое, доменное, мартеновское, прокатное и электросталеплавильное производство. Резервная металлургическая база Союза оказалась очень востребованной во время войны, но не смогла пережить сотрясений экономики 90-х.

В 1996-1997 гг. численность комбината составляла 32488 человека. Но постоянно сменяющиеся управляющие компании привели к глубокому кризису, в результате чего в 2001 г. предприятие было ликвидировано.

На его площадях создано более десятка разнопрофильных организаций. Главным правопреемником производственных мощностей стал Новокузнецкий металлургический комбинат, основанный в 2003 г.

Основной продукцией стал выпуск железнодорожных рельсов. Доменное, литейное производство полностью ликвидировано, а коксовые батареи законсервированы.

АЗЛК

Расположение: Россия, г. Москва

Строительство завода происходило в 1929-1930 гг. с привлечением специалистов FORD. Именно со сборки Фордов и начинается история предприятия.

В дальнейшем гигант автомобилестроительной промышленности выпускает в разные годы:

  • автомобили ГАЗ;
  • малолитражные машины КИМ;
  • легковые авто «Москвич».

Мощности завода были рассчитаны на выпуск 10 000 единиц автомобилей в год.

В лучшие времена численность работающих достигала 25 000 человек.

Выпуск продукции прекращен в 2001 г. Формальная ликвидация произошла в 2010 г.

НКМЗ

Месторасположение: Украина, Донецкая обл., г. Краматорск

Завод строился в 1929-1931 гг. для обеспечения металлургических предприятий оборудованием. Официальный пуск состоялся в 1934 г. Кроме выпуска основной продукции, машиностроительный гигант был ориентирован на выполнение оборонных заказов.

Во время войны был полностью уничтожен. Но уже в 1944 г. была выпущена первая послевоенная машина, и предприятие стало получать госзаказы, в том числе на экспортные поставки.

Современное название: ЧАО «НКМЗ», приватизировано в 1990 г.

Сегодня НКМЗ — крупнейшее в стране и в мире предприятие тяжёлого машиностроения, специализирующееся на выпуске:

  • металлургического и прокатного оборудования;
  • горнорудных машин;
  • кузнечно-прессового и энергетического оборудования;
  • подъёмно-транспортных машин;
  • специальных машин;
  • выполнении отдельных заказов.

На момент приватизации в 1990 г. на градообразующем заводе трудилось 30 000 человек. По состоянию на 2013 г. численность сократилась до 11500 работников.

Волжский автозавод

Строительство крупного автомобилестроительного завода было начато в Тольятти в 1966 г.

Первые кузова и непосредственно автомобили ВАЗ-2101 сошли с конвейера в 1970 г.

Современное название: ПАО «АвтоВАЗ»

Пережив непростые времена 90-х, предприятие не смогло преодолеть финансовые трудности кризиса 2008-2009 гг. В результате численность работников была сокращена с 100 000 человек до 43 516 человек в 2016 г.

Несмотря на государственные субсидии, изменение политики руководства, предприятие находится в предбанкротном состоянии.

На годы советской истории нашей страны пришелся расцвет авиационной промышленности. На территории СССР были построены многочисленные заводы, на которых собирали самолеты. О том, где располагались авиационные заводы, какие самолеты на них строили и как сложились судьбы этих промышленных объектов, читайте в материале, подготовленном совместно с компанией «Аэрофлот».

История Государственного авиационного завода № 1 начинается еще со времен царской России, только тогда он носил другое название. В 1893 году в Москве Юлием Меллером было основано акционерное общество «Дукс», сначала оно занималось сборкой велосипедов. В первые годы 20-го столетия завод «Дукс» начал производить мотоциклы и автомобили, а затем там начали строить и самолеты. До национализации в 1918 году на «Дуксе» производилось 22 типа самолетов.

19 февраля 1919 года завод был переименован в Государственный авиационный завод № 1 (ГАЗ № 1). До Великой Отечественной войны завод серийно производил самолеты: Р-1, И-2, И-3, И-4, Р-5, И-5, И-7, И-15, ССС, Р-Z, ДИ-6, И-15 бис, И-153 «Чайка», МиГ-3.

В октябре 1941 года завод № 1 был эвакуирован из Москвы на площадку строящегося авиационного завода № 122 в окрестностях города Куйбышев (Самара). После начала ВОВ авиазавод приступил к выпуску самолетов Ил-2, но этот процесс шел очень медленно, завод отставал от необходимых темпов выпуска. В декабре 1941 года в адрес директора завода пришла телеграмма от Сталина с обвинениями в том, что завод подводит страну и Красную Армию, и с просьбой «не выводить правительство из терпения». Необходимый темп выпуска самолетов был все-таки достигнут. А 2 июля 1945 года ГАЗ № 1 был награжден орденом Красного Знамени за образцовое выполнение заданий Правительства по производству боевых самолетов.

После войны на заводе, так и оставшемся в Куйбышеве, был освоен серийный выпуск первых советских реактивных самолетов МиГ-9. В 1949 году завод начал производство новейших истребителей МиГ-15, в 1952 году — МиГ-17. Завод также выпускал бомбардировщики Ил-28, а в 1954 году приступил к выпуску бомбардировщиков Ту-16.

2 января 1958 года советское правительство приняло постановление o размещении на Государственном авиационном заводе № 1 серийного производства ракеты Р-7. Таким образом завод был перепрофилирован с авиационной тематики на ракетно-космическую, что потребовало коренной перестройки производства. С 1 января 1960 года завод получил условное наименование «Предприятие п/я № 208», а с 16 декабря 1961 года — открытое наименование «Завод «Прогресс»».

17 февраля 1959 года с полигона № 5 Министерства обороны СССР (ныне космодром Байконур) была успешно запущена первая серийная межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, изготовленная на заводе «Прогресс».

В последующие годы завод освоил серийное производство ракет Р-7, Р-7А, Р-9А, ракет-носителей Восток-М, Молния, Молния-М, Союз.

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур на околоземную орбиту был выведен космический корабль с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным. Ракета-носитель Восток для его запуска была изготовлена на куйбышевском заводе «Прогресс».

В настоящее время предприятие производит ракеты-носители семейства «Союз», используемые для выведения на орбиту искусственных спутников Земли и автоматических межпланетных станций, а также для обеспечения экспедиций на Международную космическую станцию.

2 Воронежский авиационный завод

В апреле 1929 года на XVI партийной конференции, утвердившей первый пятилетний план развития СССР, было принято решение об организации авиационного завода в Воронеже. В 1930 году началось его строительство, а в 1932 году завод был введен в строй. В отраслевом реестре заводу первоначально был присвоен № 18. В 1933 году на воронежском заводе выпускался АНТ-25, а в 1934 году началось серийное производство бомбардировщика ТБ-3.

В 1937 году началось внедрение в серийное производство дальнего бомбардировщика ДБ-3 (Ил-4), спроектированного в ОКБ Ильюшина. Сборка бомбардировщиков продолжалась параллельно с выпуском штурмовиков Ил-2.

Во время Великой Отечественной войны авиационный завод № 18 выпускал фронтовые штурмовики Ил-2. В 1941 году завод был эвакуирован в Куйбышев. А после освобождения Воронежа весной 1943 года, возродившийся авиазавод был перенумерован в № 64. Уже вскоре на нем было выпущено два штурмовика нового поколения — Ил-8 и Ил-10. После испытаний обеих машин в НИИ ВВС в августе 1944 года предпочтение отдали Ил-10. Уже в октябре 1944 года новый Ил появился на фронте.

С 1947 года началось переоборудование завода под производство пассажирского самолета Ил-12. В 1949 году было начато производство первого реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28, а с 1954 — турбореактивного бомбардировщика Ту-16. В конце 50-х годов началось серийное производство турбовинтовых пассажирских самолетов Ан-10 и военно-транспортных Ан-12, разработанных в КБ Антонова.

В 1960 году воронежский авиазавод построил серию тяжелых перехватчиков Ту-128. После чего заводу было поручено освоить выпуск сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Первый полет Ту-144 совершил в декабре 1968 года. В 1976 году начался выпуск широкофюзеляжного самолета-аэробуса Ил-86. А в 1986 году завод начал производство дальнемагистральных пассажирских самолетов Ил-96−300.

В 1993 году завод прошел процесс приватизации и получил наименование Открытое акционерное общество «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО). Предприятие функционирует и по сей день.

3 Авиационный завод № 18 (Куйбышев)

Осенью 1941 года воронежский авиазавод № 18 был эвакуирован на площади строящегося авиационного завода № 295 в 3 км от станции Безымянка в окрестностях города Куйбышева. Когда в Воронеже в 1943 году была восстановлена работа авиазавода, он получил № 64. А авиационный завод под Куйбышевом остался с номером 18. В годы войны завод выпускал самолеты-штурмовики Ил-2.

С 1949 по 1953 годы завод выпускал бомбардировщики Ту-4. В 1951—1958 годах завод построил 50 бомбардировщиков Ту-95 и Ту-95М, после чего перешел на выпуск модификации Ту-95К (ракетоносец). В середине 1960-х выпуск Ту-95К был прекращен.

С 1961 по 1965 годы на заводе производили дальнемагистральные пассажирские самолеты Ту-114, созданные на основе стратегического бомбардировщика Ту-95. С середины 1960-х завод начал выпускать гражданские самолеты Ту-154. Серийно — с 1968 года. Абсолютное большинство этих авиалайнеров, составлявших основу гражданской авиации СССР и России с 1970-х годов по начало 2000-х годов, было изготовлено именно на этом предприятии.

В 1968—1972 годах завод производил противолодочные самолеты Ту-142. В конце 1970-х на базе дальнего противолодочного самолета Ту-142М был создан новый стратегический бомбардировщик Ту-95МС, ставший основой дальней авиации Вооруженных Сил СССР. В 1981 году завод начал серийное производство этих самолетов.

В 1990-е годы объемы строительства самолетов на заводе резко сократились. В 2005 году бывший Куйбышевский авиазавод стал называться «Авиакор — Самарский авиационный завод». Основная сфера деятельности «Авиакора» — строительство, капитальный ремонт, модернизация, техническое обслуживание и поставка запчастей для самолетов Ту-154, Ту-95 и Ан-140.

4 Авиационный завод № 21 (Горький)

21 октября 1929 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление о строительстве в Нижнем Новгороде авиационного завода № 21. Авиационный завод начали строить на западной окраине города в мае 1930 года. Официально авиазавод № 21 начал работу 1 февраля 1932 года. Первым самолетом, выпуск которого был налажен на заводе, стал истребитель-биплан И-5. Он выпускался с августа 1932 года. В 1934 году началось производство скоростного истребителя И-16.

В ноябре 1940 года на заводе было создано ОКБ-21, его начальником был назначен С. А. Лавочкин. Под его руководством на заводе был внедрен в производство и усовершенствован ЛаГГ-3, созданы истребители Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. Эти самолеты производились в годы Великой Отечественной войны. Во время войны завод поставил на фронт 17 691 самолет, то есть каждый четвертый истребитель, изготовленный заводами СССР.

C 1947 по 1951 на заводе серийно производился истребитель Ла-11. А в 1948—1949 годах выпускался первый серийный реактивный истребитель Ла-15.

В 1949 году горьковский авиазавод начал сотрудничество с ОКБ-155 под руководством А. И. Микояна. С 1949 по 1952 год на заводе производился истребитель МиГ-15бис и его разведывательный вариант МиГ-15Рбис. С 1952 по 1954 год завод производил истребитель МиГ-17. С 1955 по 1957 год на заводе выпускался МиГ-19, первый советский серийный сверхзвуковой истребитель. В 1959 году был начат серийный выпуск сверхзвукового истребителя МиГ-21. В 1969 году началось производство истребителя-перехватчика МиГ-25 — первого в истории авиации цельносварного самолета. С 1979 года — производство тяжелого дальнего перехватчика МиГ-31. С 1984 года — производство учебно-боевого МиГ-29УБ.

В 1994 году завод прошел процесс приватизации и получил наименование Открытое акционерное общество «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»».

5 Казанский авиационный завод № 22

14 мая 1927 года было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве. Осенью 1941 года «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 года Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».

Во время Великой Отечественной войны на заводе выпускали Пе-2. Для отправки самолетов на фронт на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА.

В конце 1945 года было начато освоение дальнего тяжелого бомбардировщика Ту-4. В 1947 году началось его серийное производство. Завод стал головным предприятием по выпуску Ту-4.

В 1952 году выпуск самолета Ту-4 был прекращен и завод начал освоение реактивного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-16. Самолеты экспортировались в Китай, Индонезию, Египет, Ирак. Серийное производство Ту-16 завершилось в 1963 году.

В 1957—1962 годах на заводе шло освоение самолета нового поколения — дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. В 1962 году самолет был принят на вооружение. В конце 1960-х годов было освоено производство стратегического бомбардировщика Ту-22М. В 1969 году начался его серийный выпуск. Самолеты Ту-22 и Ту-22М использовались для ведения боевых действий в Афганистане.

В 1962—1964 годах на предприятии была проведена модернизация всех базовых мощностей для серийного производства дальнемагистральных пассажирских самолетов Ил-62.

В 1978 году завод получил новое название — Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова. В начале 1980-х гг. на заводе началось освоение самого крупного и одного из самых мощных в мире боевых самолетов — стратегического бомбардировщика Ту-160 с изменяемой геометрией крыла.

Начиная с 1990-х годов, КАПО им. С. П. Горбунова перешло на единичный выпуск самолетов в соответствии с требованиями заказчика. В середине 1990-х гг. на заводе началось серийное производство среднемагистрального пассажирского самолета Ту-214.

6 Киевский авиационный завод

Государственный авиационный завод № 12 был создан 9 сентября 1920 года в Киеве. В первые годы основными направлениями деятельности завода было выполнение ремонта находившихся на вооружении самолетов зарубежного производства и выпуск запасных частей к ним. В 1923 году при заводе было создано конструкторское бюро, которое возглавил К. А. Калинин.

В 1925 году завод освоил производство первого самолета оригинальной конструкции, которым стал 4-х местный пассажирский самолет К-1. В 1934 году завод выпустил скоростной шестиместный пассажирский самолет ХАИ-1. После 1937 года заводом были выпущены самолеты ОКО-1, ОКО-2 и ОКО-6 конструкции В. К. Таирова.

После начала Великой Отечественной войны заводское оборудование было вывезено на восток. После освобождения Киева 6 ноября 1943 года завод был восстановлен и выполнял ремонт самолетов По-2 и сборку Як-3 и Як-9.

23 августа 1948 года киевский завод приступил к освоению серийного производства самолета Ан-2. Всего на заводе было изготовлено 3320 таких машин. В 1959—1978 годах на заводе был запущен в серийное производство пассажирский самолет Ан-24. В 1969—1985 годах завод выпускал самолет Ан-26. С 1979 года началось производство самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-32.

После распада Советского Союза завод стал украинским предприятием «АВИАНТ». А 30 октября 2008 года завод «АВИАНТ» вошел в состав украинского Государственного предприятия «Антонов».

Много ли мы знаем о том, чем сегодня занимаются некогда популярные торговые марки «Электроника», «Первомайская Заря», «Зенит» и другие? Некоторые предприятия с территории бывшего Советского Союза переквалифицировались и расширились после распада, кардинально изменив концепцию.

Колбаса Докторская

Колбасу докторскую впервые начал производить Микоян, в честь него позже назвали Московский мясоперерабатывающий комбинат им. А. И. Микояна. Нарком Анастас Иванович Микоян даже летал в Америку, перенимал опыт быстроразвивающейся промышленности.
В 1933 году на мясокомбинате начали работать 9 цехов, а колбаса по ГОСТу стала желанным продуктом на кухне советского человека. Десятки марок разработал Микоян и его сотрудники, среди них: «Любительская», «Чайная», «Брауншвейгская» и другие.


С 1998 году «Микоян» входит в холдинг «Эксима», инвестировавший в комбинат более 200 млн $. Это положительно сказалось на развитии предприятия: его переоборудовали, улучшили условия труда.
С 2004 года комбинат оснащен инновационным мясоперерабатывающим оборудованием, стоимостью 2 млрд руб.
В 2005 году «Эксима» совместно с «Микояновским мясокомбинатом» построили предприятие мирового уровня в Орловской области, селекционно-генетический центр свиноводства признан одним из лучших.

Рижский радиозавод имени А. С. Попова, ПО «Радиотехника»



На фото популярная радиола I класса «Ригонда» 1969 года. Заветные буквы «RRR» означали, что техника производства Radiotehnika. Такое название, кстати, компания получила лишь в 1941 году. Основной деятельностью с 1927 года является радио / аудиопроизводство. Компания находится в Риге, Латвия.
В СССР также было свое производство


На фото, например, выпуск первой серийной продукции – радиорелейной станции Р-401 «Ручей» на Омском производственном объединении «Радиозавод им. А. С. Попова». Функционирует с 1954 года.

Под маркой «Электроника» в СССР производилось множество бытовой техники



Компания, подарившая советским гражданам стильные часы (которые по слухам завод выпускает и сегодня небольшими партиями)и другую технику, существует до сих пор. Офис находится в Минске. Бренд входит в НПО «Интеграл». Занимается производством компьютерной техники, программного обеспечения.

Электробритва «Харьков» отметит свою 62-ю годовщину со дня выпуска в этом году



Производство началось после того, как Хрущев заказал одному из инженеров сделать бритву, подобную той, которая была привезена из-за границы. Советские инженеры выдали готовый продукт, который понравился потребителю. Именно такую бритву на Новый год Ипполиту вручила главная героиня фильма «Ирония судьбы».


Харьковский завод «Электробритва» пошел на слияние с механическим заводом, когда наступили трудные времена. Основной продукцией на долгие годы производства стали насосы и вентиляторы.


Однако в 2004 году была запущена новая линия производства, ассортимент расширился, появились торговые марки «Новый Харьков» и «Breetex».

Фотоаппарат «Зенит»

Ассоциируется с высоким качеством техники и уютом, ламповыми снимками и светом даже у тех, кто родился уже после распада союза


Оказывается, «Зенит» создавался на Красногорском заводе им. С.А. Зверева, построенном в 1942 году. Он находится в Московской области, его продукция использовалась в авиационном, космическом и медицинском приборостроительстве. Сейчас он входит в холдинг «Швабе», занимающийся оптико-электронной промышленностью.
После распада «Зенит» стали делать на экспорт


«Парижская коммуна» более 90 лет обувает Россию



Название появилось в честь памяти о французской революции. Производство располагалось в бывшей ткацкой мануфактуре купца Михайлова. На фабрике старались придумывать стильные и удобные пары обуви для советских граждан, постоянно экспериментировали. «Парижская коммуна» одной из первых запустила массовой производство.
После распада СССР название компании менять не стали, а развал никак не омрачил планы компании. Производство расширилось, появились зарубежные заказчики.
Сегодня «Парижская коммуна» входит в ЗАО «Московский орден Трудового Красного Знамени». Это холдинг, включающий несколько предприятий. На фирму трудится около 2000 человек. Создают разнообразную обувь на любой вкус, в том числе есть детские линии «Топотам» и «Элегами».

Швейная фабрика «Большевичка»



Существует с 1929 года в Москве. На предприятии шили обмундирование для армии, преимущественно занимались производством мужской классической одежды в 50-60 годы.


Трудные времена фабрика пережила довольно просто и быстро, а в 2000-х появились новые бренды: премиум-класса «Нестор Меланье» и молодежной линии «Клуббер».

Швейная фабрика «Первомайская»



Всем нам знакомы бренды, которые притворяются иностранными, а на самом деле производятся в России. Так вот «Первомайская заря» стала одним из них. Сейчас расскажем подробнее.
Фабрика располагается в бывшей женской рукодельной школе, которую организовала императрица Мария Александровна.
Крупное швейное предприятие в Санкт-Петербурге появилось в 1926 году. Изначально выполняло заказы для фронта: белье и плащ-палатки. Позже, расширяясь и реконструируясь, закупая новые швейные машины, владельцы создали ОАО «Мэлон Фэшн Груп».


В 1993 создана первая российская марка одежды ZARINA. В 2009 компания запустила бренд LOVE REPUBLIC, а в 2010 бренд befree запустил мужскую линию одежды.

Лучшие статьи по теме