Все о продуктах питания. Информационный портал
  • Главная
  • Овощи
  • Тотальное пьянство ссср. Суть антиалкогольной кампании. Причины алкогольной зависимости

Тотальное пьянство ссср. Суть антиалкогольной кампании. Причины алкогольной зависимости

Можно сделать закономерный вывод, что одной из целей ВОВ было тотальное спаивание и оскотинивание населения, только самые морально устойчивые могли удержать себя в руках, не спиться и не потерять человеческий облик.

Пьянство, курение, моральная и физическая деградация вела к тому, что продолжительность жизни стремительно сокращалась, население становилось больным, нищим, зависимым от дурных привычек. Вымершее население советское правительство быстро замещала на клонированное новое.

В 1930-е в в СССР так и не смогли достичь уровня потребления алкоголя при царизме. В целом, страна тогда трезвела. Крест на этой тенденции поставила ВОВ, когда Сталин сделал в армии потребление водки каждодневной практикой. Архивы того времени также показывают, как обжиралась и опивалась рать чинуш и карателей в тылу.

В книге «Веселие Руси. ХХ век» (М., изд-во «Пробел-2000», 2007 г., 500 экз.) даётся как экономико-статистический анализ, так и приводится множество архивных данных по проблеме алкоголизма в Российской империи и СССР. Значительная часть книги приведена «перелому» в алкогольной отрасли, когда страну подсадили на водку - 1939-1945 годы.

Начнём с того, что в 1930-е годы страна по сравнению с царским временем была относительно трезвой. Так, в 1936 году душевое потребление водки составляло 3,6 литра против 8,1 литра в 1913 году. В 1935 году выпуск водки в СССР составлял 320 млн. литров год против 432 млн. в 1913 году. Более того, в 1936 году Сталин поставил вопрос о наращивании выпуска виноградных вин и постепенном сокращении выпуска водки. Фактически планировалось на 1941 год увеличить выпуск вина по сравнению с 1913 годом в 4 раза, а выпуск водки сократить в 1,5 раза. В итоге в 1940 году в СССР было переработано 300 тысяч тонн винограда и выпущено 135 млн. литров вин. План был выполнен.

Положение изменилось в Финскую войну 1939-40 гг. Знаменитые «наркомовские 100 граммов» появились именно тогда, а не в ВОВ (тогда они уже были широко распространённой практикой). Плохо подготовленную, деморализованную армию вперёд гнали не только политруки или заградотряды (с 1942 года), но и водка, затуманивавшая мозги.

В декабре 1939 года Экономическое совещание при СНК «в связи с низкой температурой в Карелии и Заполярье и в целях профилактики обморожений в частях Красной Армии» с 1 января 1940 года установило дополнительный паёк для участвующих в боях бойцов и командиров - 100 граммов водки в день и 100 граммов сала через день. Лётчикам вместо водки полагался коньяк.

В июле 1941 года Анастас Микоян ходатайствовал Сталину о возобновлении спаивания бойцов КА. С 1 сентября 1941 года в Красной Армии снова стали выдавать по 100 граммов водки ежедневно. А по праздникам - 200 граммов. Причём кроме общепринятых «красных дней календаря» (типа 1 мая иди 7 ноября) в перечень «пьяных праздников» вошли даже такие: Всесоюзный день физкультурника (19 июля), Всесоюзный день авиации (16 августа), день формирования соответствующей воинской части, и т.п. Микоян требовал включить в этот перечень даже Международный юношеский день (6 сентября), но тут уже Сталин наложил вето на такую «праздничную дату».

По 50 граммов водки ежедневно было положено тыловым частям, а также раненым (если были согласны врачи). Но даже эта небольшая, на первый взгляд, доза означала потребление 18 литров в год на человека.

С 23 октября 1943 года по 100 граммов ежедневно стали потреблять и войска НКВД.

В 1942 году Красная Армия ежемесячно потребляла 45 железнодорожных цистерн водки. По фронтам, к примеру, дело обстояло так: с 25 ноября по 31 декабря 1942 года Карельский фронт выпил 364 тысячи литров водки, Сталинградский - 407 тысяч, 1 млн. 200 тысяч литров вина (там водка заменялась вином) выпил Закавказский фронт.

Водка, действительно, придавала удали войскам. В книге описывается случай, произошедший в канун 1943 года в части штрафников. Бойцы там изрядно выпили в землянках, но им показалось мало. Тогда один из них умудрился ползком добраться до окопов немцев, вбить там колышек и протянуть верёвку. Затем штрафники привязали к верёвке табличку «Мы вам валенки, вы нам шнапс», и отправили её к немцам. Немцы прислали на обмен водку. Вскоре вся рота разулась за немецкую водку. (смешно, и это называется война? красноармейцы снимали с себя одежду и обувь за шнапс, выменянный у "фашистких захватчиков", а в чём потом идти воевать, в одном исподнем, что ли? )

В Новый год их пришёл поздравлять офицер. И увидел пьяные тела, валявшиеся на полу в землянках. Да ещё и разутые. Он поднял роту и приказал до утра возвратить валенки. Штрафникам ничего не оставалось делать, как без криков «ура» ночью идти на немецкие окопы. Без единого выстрела, одними ножами, штрафники заняли окопы, кого-то прирезали, кого-то просто побили. И возвратились к себе и с валенками, и с новой порцией водки.

Повальное пьянство в частях вызвало и новую для власти беду - анархию и антисоветчину. Каждый месяц происходили десятки, если не сотни случаев неповиновения солдат власти. (что у трезвого на уме-у пьяного на языке).

Так, 27 июля 1944 года нарком НКВД Берия в служебной записке Сталину, Молотову, Щербакову (ЦК) и Антонову (Генштаб) отмечал один только случай (но типичный). «На станции Знаменка Одесской области 15 пьяных краснофлотцев учинили дебош на рынке. Один из них - Шелохвост - был задержан милицией и доставлен в КПЗ. Через некоторое время группа краснофлотцев ворвалась в помещение милиции, избила и обезоружила милиционеров и освободила из КПЗ 13 арестованных, в т.ч. Прохорова, получившего по 58 статье пункт 1, 15 лет».

Такие случаи происходили по всей стране. Вот ещё несколько докладных записок Берии:

«7 июля 1944 года на станцию Дарница Юго-Западной ж/д прибыл воинский эшелон №42759. Толпа пьяных офицеров из эшелона напала на милиционеров, сопровождавших снятых с поезда мешочников, и распустила задержанных. Через некоторое время пьяная толпа офицеров избила и разоружила постового милиционера, ворвалась в помещение оперпункта милиции, избила, обезоружила и пыталась застрелить начальника пункта Мигунова. Вмешательство начальника эшелона подполковника Колесниченко результата не дало. Дебош был ликвидирован с помощью бойцов войск НКВД».

«29 июня на станции Славянск Южно-Донецкой ж/д к работникам милиции, снимавшим с поезда мешочников, подошли 13 пьяных краснофлотцев, избили работников милиции и, угрожая оружием, стали возвращать мешочникам изъятые продукты. Один из краснофлотцев - Мельник - выстрелами из револьвера тяжело ранил в голову милиционера и ранил сержанта войск НКВД. Мельник при задержании оказал сопротивление и был убит. Остальные краснофлотцы задержаны».

«29 июля на станцию Красноармейская Южно-Донецкой ж/д прибыл поезд, в котором находились до 200 мешочников и краснофлотцы. По прибытии эшелон был оцеплен работниками оперативной группы. Мешочники и краснофлотцы оказали сопротивление, избили двух работников опергруппы. Бойцы войск НКВД были вынуждены применить оружие, в результате чего были убиты 3 мешочника, 1 ранен. Арестованы зачинщики бесчинств краснофлотцы Косинов, Коршунов и др. Следствием установлено, что в пути краснофлотцы занимались грабежами, брали у мешочников продукты и самогон, обещая защитить их в пути от милиции».

В противовес фронту, в тылу во время войны был дефицит водки. Горячительный напиток был положен только активистам режима, а также служило-карательному сословию. Так, водка выдавалась только стахановцам, раз в месяц они получали такой набор: несколько метров холста, кусок хозяйственного мыла, 1 кг соли, 1 литр керосина, 2 бутылки водки.

Впрочем, окопавшееся в тылу чиновничество во время голодных лет войны ни в чём себе не отказывало. Так, обеспечение спиртным и деликатесами самого молодого сталинского наркома, 34-летнего Дмитрия Устинова было таково: «Доставлено 6 июня 1942 года на дачу наркома водки 3 бутылки, отборного вина и шампанского 8 бутылок, ящик пива, икра зернистая, колбасы, севрюга, сухая дыня, лимоны, шоколад в наборах».

В книге приводится письмо жительницы Челябинска Роговской Р.А. на имя члена ЦК ВКП(б), заместителю председателя СНК Р.С.Землячке, от сентября 1942 года: «Я в течение 2-х месяцев работала в центральной столовой города и была свидетелем банкетов, устраиваемых Наркомстроем, обкомом ВКП(б) и Облисполкомом. Теперь, когда каждый грамм продовольствия расценивается на вес золота, руководящие организации г.Челябинска, находясь в глубоком тылу, не желают переносить трудностей войны. На фронтах льётся кровь, а здесь - водка».

Партийная проверка из центра выявила, сколько же сожрали и выпили чинуши Челябинска. Так, на 4-х банкетах с 1 июля по 7 октября 1942 года они съели 680 кг хлеба, мяса 616 кг, сыра 122 кг, сметаны 102 кг, сливочного масла 84 кг, икры кетовой 77 кг. Водки выпито 535 литров, портвейна 133 литра. На десерт было съедено 135 кг торта, 108 кг мороженого и 1514 штук пирожных.

Как вы думаете, как были наказаны провинившиеся чинуши Челябинска? Организатору банкетов и.о. председателя исполкома Челябинского горкома Павлову В.Д. был объявлен строгий выговор и наложен на него штраф в 3 тысячи рублей «за утрату партийной бдительности» (видимо, предполагалось, чтобы в следующий раз Павлов В.Д. не оставлял свидетелей его обжорства). Больше никто наказан не был.

При приближении победы власти начали щедро поить и тыл, но - в основном высший и средний состав чиновничества и специалистов. Вот нормы отпуска водки на 2 месяца, январь-февраль 1945 года по Наркоматам: Н. путей сообщения - 2,5 млн. литров водки, Н. авиапрому - 1,3 млн., Н. углю - 1,8 млн., Н. чермету 1,4 млн., и т.д.

За 1942-1944 годы в СССР было построено 26 (!) новых спиртовых заводов, столько не строилось за вместе взятые 1920-30-е годы. Такими же темпами росло и производство табака - в 1945-м +22% к 1940 году (для сравнения: сахар -79% за тот же период, мука -49%, мыло -67%).

В товарной структуре розничного товарооборота водка в 1940 году составляла 11,8%, в 1943-м уже 25,1%, а в 1945 году 35,1%.

«Социальное воздействие водки на военное и послевоенное общество было многообразным. Здесь можно говорить о комплексе негативных последствий и, в первую очередь, о приобщении к алкоголю огромной массы ранее не пивших людей, включая миллионы женщин и подростков . А пуританство высших лиц в 1920-30-е сменилось системой иерархический привилегий для новой знати», — заключают исследователи.

Кроме того, после ВОВ цены на водку в абсолютных величинах (от средних зарплат) выросли в разы, власть начала выкачивать деньги из карманов людей, подсевших на алкоголь в это время. Так, в 1939 году средняя зарплата составляла 331 рубль, а бутылка водки стоила 6 рублей 15 копеек. А в 1947 году, как указывают исследователи, зарплаты составляли 500-1000 рублей, а бутылка водки стоила 60 рублей. Т.е. в 1939-м на зарплату можно было купить 50 бутылок водки, а в 1947-м, даже по верхней планке в 1000 рублей, всего 16-17 бутылок.

Пьяный угар, ставший нормой в годы Великой Отечественной, было уже не остановить и после войны. Его последствия Россия пожинает до сих пор.

Война была предлогом для замещения одного народа на другой. Это делалось для того, чтобы стереть историческую память, уничтожить преемственность, внедрить новые языки и новую культуру, втиснуть новое население в придуманную матрицу фальшивой истории.
Поэтому советское правительство и не скупилось на алкоголь. Спаивало, чтобы люди ничего не помнили и не могли трезво оценивать происходящие вокруг события.

Графики демографии российских городов полностью повторяют выше приведённые графики демографии Китай и Индии. Из графиков видно, что с Первой Мировой войны по вторую Мировую войну происходили странные процессы - вовсе не гибель людей, а громадные темпы прироста. И это происходило на фоне революции, гражданской войны, геноцида, голодомора, военных потерь?

Гладкие части всех графиков привязаны ко временам без войны. То есть стабильный мирный период жизни государства почему-то отражается в демографии не ростом населения, а его падением, а военный период отразился бурным ростом населения.

Такая же картина по всем городам России и других стран, где демографическая статистика имеет цивилизованное лицо. Чем были реализованы процессы накачки? Чем накачивали Россию под видом «людей»? Не может же быть, чтобы советские женщины обеспечили в каждом городе вертикальный прирост населения!

93 процента населения Земли клоны? Население Индии и Китая появилось в 20-ом веке.

В мае 1985 года в Советском Союзе начинается новая массовая антиалкогольная кампания. Чтобы искоренить пьянство, в ход шли все средства: от пропаганды здорового образа жизни до вырубки виноградников. Однако результаты получились весьма противоречивыми, население было недовольно, и в скором времени кампанию пришлось свернуть. Автор сайт Николай Большаков вспоминает, как проходила эта кампания.

Новая кампания

Антиалкогольные кампании в Советском Союзе проводились не единожды. 1918, 1929, 1958, 1972 — все эти года ознаменованы массовой борьбой с пьянством. Но наибольшую известность получила кампания, инициированная Михаилом Горбачевым. Придя к власти, генеральный секретарь понимал, что потребление алкоголя стало массовым. В среднем на душу населения приходилось десять литров выпитого спиртного за год, и с этим надо было как-то бороться. Это прекрасно понимал не только новоиспеченный глава СССР, но и Егор Лигачев вместе с Михаилом Соломенцевым, которые стали идейными вдохновителями этой кампании. Грядущими планами Горбачев поделился с гражданами, когда посещал Ленинград во время своей первой поездки в должности генсека в мае 1985 года. А 7 мая вышло официально постановление № 410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения» от Совета Министров. Именно с этого постановления начинается антиалкогольная кампания в СССР.

Михаил Горбачев вместе с Егором Лигачевым — одним из вдохновителей кампании

Наступление по всем фронтам

У кампании тут же появился свой лозунг: «Трезвость — норма жизни». А самым громким рупором этого масштабного движения стала газета «Правда». «Следует считать совершенно недопустимым употребление спиртных напитков на работе, в общественных местах, расценивать такие случаи как аморальное, антисоциальное поведение, используя против пьяниц всю силу закона и общественного мнения», — писалось на передовицах этого издания.

Теперь из кинофильмов аккуратно вырезались сцены застолья и приветствовались безалкогольные свадьбы. Сам алкоголь можно было получить только строго в определенное время, а это от двух до семи часов дня, и строго в специальных магазинах. Были повышены штрафы за появление в нетрезвом виде, запрещалось пить при производстве. И по всей стране организовались общества трезвости и здорового образа жизни. Вообще планировалось постепенно сокращать производство водки на десять процентов каждый год, а винные изделия вовсе перестать выпускать к 1989 году. Потому антиалкогольная война нанесла большой урон винодельческой отрасли.


Очереди в магазины за спиртным били все рекорды

Антиалкогольная кампания нанесла сильный удар по винодельческой отрасли


В Молдавии и в Абрау-Дюрсо, где вино является традиционным товаром производства, и во многих других местах массово вырубались виноградники. По официальным данным, только в Молдавской ССР было уничтожено 80 тысяч гектаров виноградных участков.

Противоречивые результаты

Самая активная фаза кампании пришлась с 1985 по 1987 годы. Будет объявлено, что благодаря таким действиям удалось предотвратить более миллиона смертей. На деле производство спиртных напитков сократилось вдвое, а выпуск винной продукции был урезан на две трети. Но все эти акции по борьбе с пьянством негативно сказались на населении. Прежде всего, резко выросла спекуляция, многократно увеличился спрос на сахар и другие товары, среди которых была и зубная паста, и одеколон, и прочие спиртосодержащие продукты. В спекуляции обвинялся каждый десятый работник из сферы торговли, а к ответственности за нарушение продажи спиртного было привлечено более 60 тысяч человек.

Около магазинов повсеместно случались драки и большие очереди. Многие люди перешли на самогон. Также появилось много наркоманов и токсикоманов и среди взрослых, и среди молодежи. По данным МВД СССР, употребление самогона и других одурманивающих веществ привело к отравлению более сорока тысяч человек, из которых одиннадцать тысяч погибло. Число больных наркоманией выросло в два раза с 1985 по 1987 года.


Во время одного из антиалкогольных митингов

Было объявлено, что кампания спасла жизни миллиону людей


Кампания ударила не только по населению, но и по советскому бюджету, который и так в то время страдал от дефицита. В сумме государственная казна недополучила 19 миллиардов рублей из торговой сферы. А из-за потерь в производстве вина недосчитались еще 6.8 миллиардов. Недовольства по всей стране в итоге вынудили Михаила Горбачева сбавить обороты антиалкогольной кампании. Вскоре последовала отменена монополия государства на торговлю спиртных напитков, и борьба с пьянством постепенно ушла в никуда. Иван Лаптев, председатель Всесоюзного общества борьбы за трезвый образ жизни, потом напишет: «Пить на Руси меньше не стали, культура питья не повысилась, зеленый змий, отлежавшись в подвалах и погребах, так и остался лучшим другом советского человека».

Михаила Горбачева нарекли «лимонадным Джо» из-за борьбы с пьянством


Самого Михаила Горбачева нарекут в народе «минеральным секретарем» и «лимонадным Джо». Тем не менее, кампания была высоко оценена мировым сообществом. «Она отсрочила смерти миллионов людей, подвергавшихся опасности лишиться жизни в результате несчастных случаях, алкогольного отравления или самоубийства», — говорилось в одном из докладов ООН.

ЦСУ СССР, к сожалению, не публикует основные данные по алкогольной и курительной проблемам, потому многие из нас вынуждены прибегать к подсчетам и предположениям.

Перед империалистической войной пьянство в России было значительно ниже, чем в других ведущих христианских странах, о чем свидетельствуют следующие данные о потреблении абсолютного алкоголя на душу населения: Франция – 23,32; Италия – 11,67; Германия – 10,06; США – 6,56; Россия – 3,13 литра в год («С.-Петербургские ведомости», 1914, 19 января /1 февраля/, № 15, с.1). Еще большее преимущество мы имели в первые годы после Октябрьской революции. По данным Э.Дейчмана, даже в год введения водочной монополии в СССР (1925) потребление абсолютного алкоголя на душу населения составило всего лишь 0,88 л, а в других странах этот показатель был таким: Франция – 17,99; Италия – 13,77; Англия – ,6,17; Германия – 2,74. В последующие годы по темпу роста пьянства мы заняли ведущее место и в настоящее время обогнали многие страны. Как показывает таблица 4.3., в 1970 г. по распространенности пьянства Советский Союз занимал 8, США – 14, Великобритания – 19 места среди 25 основных «пьющих» стран.

Таблица, 4.3

Число лиц, употребляющих в среднем более 150 мл абсолютного спирта в день

на 100 000 населения в возрасте 15 лет и старше в 25 странах, 1970 г.

страна страна Число лиц, потребляющих более 150 мл/день
Франция США
Италия Югославия
Испания ГДР
Люксембург Дания
ФРГ Канада
Португалия Великобритания
Швейцария Швеция
СССР Нидерланды
Австрия Польша
Бельгия Ирландия
Венгрия Финляндия
Австралия Норвегия
Новая Зеландия

В примечании к этой таблице ВОЗ сказано: «Среднее суточное потребление алкоголя в количестве, превышающем 150 мл, характерно для алкоголиков, поступающих для клинического лечения...» Следовательно, в таблице приведен процент вполне выраженных алкоголиков среди населения старше 14 лет.



За период 1970-1980 гг. продажа алкогольных изделий, а, следовательно, и пьянство выросли в 1,77, численность же населения лишь в 1,09 раз («Народное хозяйство СССР в 1980 г.». М., «Финансы и статистика», 1981, стр. 7 и 403). В 1980 г. в нашей стране было среди людей в возрасте старше 14 лет выраженных алкоголиков примерно 7,593 % (4,290 х 1,77 = 7,593). Если учесть, что в странах, которые в 1970 г. опережали нас по алкоголизму, потребление спиртного мало изменилось, то, можно думать, в настоящее время мы «угрожаем» традиционному чемпиону по пьянству – Франции.

За период I940-1980 гг. продажа алкогольных и табачных изделий выросла соответственно в 7,8 и в 8,7 раз («Народное хозяйство СССР в 1980 г,», стр. 402 и 430). Советское государство с каждым годом импортирует все большие количества спиртного и табака. В 1980 г. закуплено винно-водочных изделий на 507 023, табака и табачных изделий – на 493 154 млн. руб. Водки завезли на 2 609 070 л больше, чем в 1979 г., а сигарет – на 976 млн. штук («Внешняя торговля СССР в 1980 г.», «Финансы и статистика», 1981, стр.41 и 43).

Наше общество несет огромные людские, идеологические и материальные потери из-за высокой распространенности, потребления алкоголя.

Людские потери

«Мы, советские граждане, являемся свидетелями и творцами небывалого и великого события – более трети века наша Родина пользуется благами мира. В то же время мы являемся свидетелями и творцами небывалого по масштабам и пагубного явления – междоусобной борьбы, в которой в роли противников выступают жены и мужья, родители и дети, братья и сестры, начальники и подчиненные… более того, человек сражается с собой, он калечит и медленно умерщвляет себя. Средством ведения этой дикой, смертоносной и разорительной междоусобицы являются спиртные напитки. «Алкогольная война» в отличие от обычной ведется непрерывно, безостановочно работает невидимый конвейер смерти и ежегодно уносит в небытие фантастическое число жертв. Очень много сограждан теряем мы и из-за курения» (Г.А.Шичко, 1981).

И.Н.Пятницкая и А.М.Сточик сообщили о том, что, по данным ВОЗ, алкоголизм является причиной каждой третьей смерти, если учитывать частоту среди злоупотребляющих спиртными напитками сердечно-сосудистых заболеваний, болезней печени, желудка, почек, венерических заболеваний, травматизма в состоянии опьянения, самоубийств. Также по данным ВОЗ, 20% умирающих жителей индустриально развитых стран являются жертвами курения. Исходя из этих данных, а также из численности населения и смертности, взятых из сб. «Народное хозяйство СССР в 1980 г.» (стр.7 и 31), я произвел подсчеты числа умерших в нашей стране в 1975-I980 гг. Из таблицы 4.4 видно, что мы понесли астрономические потери, причем совершенно неоправданные.

Таблица 4.4

Число умерших в СССР из-за алкоголизма и курения в 1975-1980гг. *

Годы Численность населения в млн. Число умерших на 1000 чел. Умерло жителей из-за
всего алкоголиков Курильщиков алкоголизма курения
253,3 9,3 3,10 1,86 785 230 471 138
255,6 9,5 3,17 1,90 810 252 485 640
257,9 9,6 3,20 1,92 825 280 495 168
260,1 9,7 3,23 1,94 840 123 504 594
262,4 10,1 3,37 2,02 884 288 530 048
264,5 10,3 3,43 2,06 907 235 544 870

(* Цитата и таблица взяты из моей рукописи «Алкогольная проблема и возможности успешного ее решения», отправленной в ЦК КПСС в связи с подготовкой XXVI съезда партии. Таблица дополнена данными за 1980 г.).

В 1980 г. умерло из-за алкоголизма и курения примерно полтора миллиона человек, что в два с лишним раза превосходит потери нашей Родины на фронтах империалистической войны (626 400 убиты + 38 600 отравлены газами + 17 200 умерли от ран = 682 200 человек. Сб. «Мы и планета», М., Политиздат, 1967, стр. 52). Смертность так велика, что каждый из нас может назвать не один случай гибели людей из-за поглощения спиртных напитков. П.Д. – бывшая директор школы и мать алкоголиков Василия Д. и Ивана Д., прошедших у меня дезалкоголизмию, подарила мне два собственных рукописных рассказа: «С этим нельзя мириться» и «Трагедия одной семьи». В них она пишет о следующих горестных фактах: I) в селе с населением 2 500 человек с 8 и до 20 часов в 9 точках продается спиртное; 2) процветает самогоноварение, виновников оштрафовали на 5 руб. каждого; 3) за короткое время погибли из-за спиртного четверо коммунистов и 7 беспартийных; 4) среди женщин имеется 9 явных алкоголичек и много пьяниц; 5) 6 подростков осуждены на разные сроки за тяжкие преступления; 6) из-за алкоголепития почти вымерла большая колхозная семья, которую составляли родители, четверо мальчиков и одна девочка, остались мать – алкогольная деградантка, стоящая у края могилы, и пьянствующий сын.

П.Д. перечислила только часть случаев – трагедий, но и их достаточно, чтобы составить представление о горе, которое пышно растет на алкогольной почве.

За пятнадцатилетний период трое мужчин, проживавших на 4 и 5 этажах по нашей лестнице, разбились при падении с балконов; двое из них перед гибелью участвовали в попойке.

Мы, работники системы здравоохранения, в большом долгу перед народом: в нашей стране сосредоточена треть врачей и четверть ученых мира, однако пагубный процесс роста смертности пока не остановлен. За I960-1980 гг. она выросла с 7,1 до 10,3 на тысячу населения, а естественный прирост упал с 17,8 до 8,0; особо неблагоприятны эти показатели в славянских и прибалтийских республиках («Народное хозяйство СССР в 1980 г.», стр.31-33). Некоторые успокаивают себя предположением, что в других странах положение не лучше. Во многих лучше! Обратим внимание на три крупнейшие державы мира: КНР, США и Японию. Смертность равнялась в 1950 и 1980 гг. соответственно: в КНР – 17,0 и 6,2 (1979 г.); в США – 9,6 и 8,7; в Японии – 10,9 и 5,9; в СССР – 9,7 и 10, 3 (там же, стр. 90).

Алкоголь является прямой или косвенной причиной очень многих заболеваний. По данным ВОЗ, алкоголизм причина ¼ сердечно-сосудистых заболеваний. В.В.Волков пришел к заключению: 90 % заражений сифилисом и 95 % заражений гонореей происходят в состоянии опьянения. Е.И.Архангельская отмечает не только зависимость распространенности венерических заболеваний от распространенности алкоголепотребления, но и зависимость результатов лечения от этого фактора. Она признала лечение больных, употребляющих алкоголь, неэффективным, поскольку под его влиянием перерождаются микробы, обретают оболочку, защищающую их от лекарств. Это ею подтверждено убедительным иллюстративным материалом.

Малоэффективным считается лечение пьющих туберкулезных больных. Об этом неоднократно сообщалось в печати, приведу собственные факты. В 1973 г. я проводил в Белорусской республиканской психиатрической больнице четырехдневный семинар на тему: «О более полном использовании наличных возможностей для усиления борьбы с алкоголизмом». Был удивлен участием фтизиатров, в перерыв обратился за разъяснениями. Мне сказали, что они хотят овладеть методом отрезвления, чтобы с его помощью подготавливать своих пациентов – любителей спиртного к специфическому лечению. 27 марта 1981 г. я прочел в санатории «Свецк» (Гродненская область) лекцию о гипнозе и его возможностях (с противоалкогольным уклоном) на которой случайно оказался инспектор из Минска. В Гродно мы возвращались вместе, мой попутчик уговаривал приехать в Минск и прочесть в Туберкулезном институте цикл противоалкогольных лекций или хотя бы одну. Он с горечью рассказал о тяжелом положении фтизиатров в связи с пьянством их пациентов.

Хорошо известно, что многие психические заболевания являются следствием употребления алкоголя (около ¼ мест в психиатрических стационарах заняты алкоголиками), что цирроз печени поражает преимущественно любителей спиртного, что алкогольные напитки, особенно в сочетании с табаком, содействуют развитию рака... Алкоголь вызывает многие генетические уродства, он, подобно ионизирующим излучениям, является мутагенным фактором, не имеет предельно допустимой дозы, всякий прием его соответственно отражается на генетическом субстрате. Последствия приема алкоголя могут сказаться не на первом, а на последующих поколениях.

Отказ нашего народа от употребления спиртных напитков и табачных изделий преобразит жизнь страны: примерно наполовину снизится смертность, резко упадет заболеваемость, советское здравоохранение сможет в короткое время заметно расширить список полностью побежденных заболеваний, увеличится период молодости, поднимется продолжительность предстоящей жизни, много реже будут происходить разводы, умнее, крепче здоровьем и жизнерадостнее станут подрастающие поколения; к двухтысячному году мы сможем отрапортовать человечеству: «Советские люди обрели максимально возможное в наше время здоровье».

Идеологические потери

В.И.Ленин писал: «...только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки, когда мы будем истине, хотя бы и самой печальной, смотреть прямо в лицо». Мы терпим поражение за поражением в борьбе с пьянством и будем терпеть, пока не посмотрим горькой истине в лицо. А ее суть заключается в следующем: алкогольная проблема по преимуществу идеологическая и решать ее нужно в первую очередь с помощью соответствующих методов; рост пьянства свидетельствует о недостаточности нашей идеологической работы, о значительном преобладании проалкогольной, а не противоалкогольной пропаганды.

Употребление алкогольных напитков противоречит материалистическому мировоззрению. «Материалистическое мировоззрение, – писал Ф.Энгельс, – означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений...». Характерным для него являются правильное восприятие действительности, научное понимание ее и соответствующая деятельность.

Пьющим присущи неправильное восприятие действительности, тенденциозное понимание алкогольной проблемы и противоестественные действия.

Неправильное восприятие реальности любителями спиртного нашло яркое отражение в крылатой фразе князя Владимира: «Руси есть веселье пити, не можем без того быти». Это утверждение – клевета на наших предков, поэтому многократно предпринимались попытки представить ее выдумкой или княжеской шуткой. Владимир был пьяницей, поэтому ему мерещилось, будто и его подданные не могут жить без спиртного. Приведу современные факты.

В 1974 г. совершил туристскую поездку по Египту, первостепенная причина – получить достоверный материал об отношении арабов к алкогольным напиткам. Ко времени возвращения в Александрию для отбытия на Родину, у меня сложилось такое мнение: в Египте свободно продаются спиртные напитки, однако мусульманское население отрицательно относится к ним, потребителями являются местные христиане (копты) и туристы. Накануне отъезда обратился к нашей руководительнице с просьбой познакомить меня с администратором ресторана для выяснения вопроса о его посетителях и об их отношении к спиртным напиткам. Она с недоумением и несколько вызывающе спросила: «А что тут выяснять? Все арабы пьют, как и мы». Я возразил, собеседница с некоторым раздражением стала доказывать: «Вы были в Каире в ресторане, где показывали танец живота? Видели с нами сидели два араба? Они пили вместе с нами». Я опроверг это утверждение: «Мы с женой специально заняли места рядом с вашим столиком для наблюдения за арабами. Один из них ни капли не выпил, он поднимал вместе с вами свой фужер и ставил на место, второй, кроме этого, производил пригубление. Он систематически подливал вам и Вы с приятельницей добросовестно пили». Руководительница сначала удивилась, потом задумалась и воскликнула: «А ведь и правда, они не пили! Да, представьте себе, арабы, кажется, совсем не пьют». Знакомить меня с администратором она отказалась, поэтому мы с женой использовали свободную первую половину следующего дня для прогулки и сбора дополнительных сведений по алкогольной проблеме.

Справились у пешехода о дороге, разговорились, он назвался грузином, давно проживающим в Египте. На мой вопрос уверенно ответил: «Арабы много и всё пьют: вино, водку, коньяк». Я выразил недоумение и сослался на свои сведения, однако собеседник настаивал на своем: «Арабы любят пить, не могут без этого, вот как я. Если я вечером не выпью с пол-литра, то спать не могу, а, если утром не выпью, то мне плохо». Я знал, что это болтовня алкоголика, однако для очистки совести решил спросить еще двух-трех человек. Нам с женой повезло, через несколько минут мы на улице встретились с двумя советскими дамами; они даже возмутились, услышав мой вопрос от отношении арабов к спиртному: «Мы здесь живем два года и отлично знаем, что арабы совершенно не употребляют ни водку, ни вино, ни другие алкогольные напитки». Я рассказал о встрече с грузином, соотечественницы рассердились, одна из них спросила: «А-а, это тот, что рыбу продает? Ему нельзя верить». Другая подчеркнуто сказала: «Здесь ни молодежь, ни взрослые, ни старики не употребляют алкогольные напитки, им это запрещает «Коран». Пьяного араба не увидишь, не почувствуешь запах алкоголя ни в трамвае, ни в автобусе, ни на улице; арабы совсем не пьют». Я справился: «Для кого в таком случав свободно продаются спиртные напитки?» Услышал такой ответ: «Да, действительно продают и стоят они сравнительно дешево: наша водка 1,5 фунта, вино 50 пиастров, фунт и дороже. Покупают эти напитки туристы, местные христиане, но не мусульманское население».

На теплоходе «Башкирия» невольно подслушал разглагольствование туриста, который часто находился во хмелю. Он «просвещал» небольшую группу земляков-вологодцев: «Чего этим египтянкам не жить: четыре бабы обслуживают одного мужа, время девать некуда, вот они пьянствуют и курят». Никто из слушателей не возразил. Удивительные факты: люди совершили путешествие по Египту и не заметили главную достопримечательность – трезвость его населения, достопримечательность, которая значительнее пирамид и сфинкса.

Алкоголики неоднократно мне сообщали о том, что только после отрезвления они начали видеть красоту памятников, зданий, улиц. Один из них неоднократно бывал в Москве, но имел о ней смутное представление, став трезвенником, взял отпуск и с дочерью специально поехал знакомиться со столицей. Профессор ЛГУ с удивлением рассказывал о том, что теперь пища доставляет ему вкусовое наслаждение. Прежде, по его утверждению, она напоминала ему безвкусную вату, которую он нехотя заталкивал в рот, чтобы не умереть с голоду.

Несколько слов о неправильном понимании пьющими алкогольной проблемы. В печатных материалах содержится масса проалкогольных и самых нелепых высказываний по алкогольной проблеме, исходящих от пьющих авторов. Они взяли на вооружение не материалистическую, не ленинскую противоалкогольную стратегию, а поповскую, суть которой сводится к пропаганде и поддержке так называемого умеренного питья и бичевании трезвенников и пьяниц. Алкоголепийцы не понимают элементарной истины, что термин «умеренность» приложим только к хорошему, полезному. Можно ли говорить об умеренном употреблении героина? Об умеренном хулиганстве? Об умеренном воровстве? На таком же основании следует признать нелепым словосочетание «умеренное употребление спиртных напитков».

Пьющие рассматривают умеренное питье как нечто стабильное: если умеешь пить, то до конца дней останешься в границах умеренности. В действительности же в силу привыкания организма к алкоголю с течением времени для достижения прежнего уровня опьянения требуются все более высокие дозы. Так постепенно суточные дозы доходят до 1,2, а в отдельных случаях до 4 литров водки.

Известно, что спиртные напитки затуманивают сознание, ослабляют контроль; поэтому умеренное питье, тем паче в наши дни, явление исключительное. Намерение немного выпить слабеет после приема первой порции, еще больше после очередных, вместе с тем умеренник все меньше сопротивляется уговорам собутыльников. Обычно пьют до опустошения запасов спиртного, или до расходования денег, или до значительной интоксикации. Иллюзорность рассуждений об умеренном питье была известна в древности, о чем свидетельствует, например, замечательное произведение философа Платона «Пир».

Не было, нет и никогда не будет государств, население которых пило бы умеренно. Одно время в Древних Афинах считалось уделом раба поглощать чистое вино, свободные граждане разбавляли его несколькими частями воды, однако и среди них было много пьяниц и алкоголиков. Христианское духовенство почти два тысячелетия грозит пьяницам вечными муками, однако число их не снижалось. Запугивали пьющих и земными карами. Например, Г.Медведев издал свой перевод французского трактата о возгорании пьяниц, в котором приводятся «факты» воспламенения любителей спиртного, отмечается большая подверженность этому женщин, подчеркивается почти полная невозможность затушить пламя. Со времен глубокой древности в отдельных государствах за пьянство, а иногда и за умеренное питье строго наказывали, вплоть до смертной казни. Там, где дозволялась умеренность, даже умерщвления варварскими способами (вливание в рот кипящего вина и др.) не привели к победе над пьянством, оно продолжало существовать. Это – закономерность, ведь пьянство и алкоголизм являются следствием умеренного алкоголепития. В период гражданской войны в нашей стране сурово карали военных за употребление спиртных напитков, что хорошо отобразил Д.Бедный в стихотворении «Слабость» (1918), в котором осуждается матрос, приложившийся к самогону:

Аль не читал ты приказов на стене

О пьяницах и о войне?

Вино выливать велено,

А пьяных, сколько задержат, столько будет расстреляно!

Не только пьяницы и алкоголики, но и умеренники представляют социальную опасность, на их долю приходится масса хулиганств и преступлений; очень многие ценные дела решаются во время «культурной» выпивки.

Обратимся к высказываниям некоторых умеренников. Нарколог Б.Тучин достаточно четко сформулировал основные положения умеренников: «Пей, да меру разумей, – говорят в народе. Именно поиски меры, на мой взгляд, должны стоять в центре нашей профилактической пропагандистской работы. Ищите для себя предел, не переступайте его, – должны сказать мы, медики, всем и каждому. Для алкоголика, лечившегося от болезни, современная медицина такой меры предложить не может. Для этого контингента альтернативой может быть только полное воздержание».

«Не призываю к миру без алкоголя, ибо нельзя требовать повсеместного установления сухого закона. Напоминаю: я – врач, много лет занимавшийся спасением алкоголиков. Мой призыв к умеренности выстрадан, выверен жизнью...

Нелепо и несерьезно бунтовать против наличия алкоголя в повседневном обиходе человечества».

Какое питье надлежит считать умеренным. На этот счет много высказываний, но наиболее откровенную формулировку дали И.Г.Ураков и В.В.Куликов: Умеренное употребление алкоголя – «...обязательное употребление алкоголя в дни семейных и государственных праздников, в дни получения заработной платы». На вопрос о «нормальных» дозах конкретно ответил психиатр Г.Блинов: «И если уж говорить о цифровых выражениях нормы алкоголя для здорового взрослого человека, то она лежит где-то в пределах 100-150 граммов водки, либо 200-300 граммов крепкого вина, или же 300-400 граммов сухого вина. Цифры эти очень приблизительны, вывожу я их эмпирически, из своих житейских наблюдений. Но хочу отметить, что если экономно и нечасто прибегать к таким не слишком большим дозам, то вы сохраните «свежесть» и приятную достаточную «остроту» опьянения в течение длительного времени, не нуждаясь в дополнительной дозе, в наращивании дозы. А если вы будете систематически ее превышать, то со временем вам понадобится все более и более увеличивать дозу для достижения того же эффекта». Человек, который последует указаниям этих авторов, сразу же станет пьяницей.

Некоторые любители спиртного давно сообразили, что умеренное питье занятие грязное, поэтому начали говорить о «культурном». Поскольку они стояли не на материалистической, а на поповской позиции, то допустили грубый алогизм: понятие «культура» и «питье спиртного» противоположны. Можно ли считать человека, причиняющего вред себе, близким и обществу культурным? Употребление самых изысканных вин и в малых дозах, в особо культурной обстановке, в компании «сливок общества» представляет собой загрязнение своего организма, химическое членовредительство, вызывание у себя состояния социальной опасности. Пропаганда «культурного» алкоголепотребления давно осуждена, как прикрытая форма пропаганды пьянства. Она осуждалась, например, журналом «Трезвость и культура». Так, Э.И.Дейчман в 1929 г. с возмущением писал: «Центроспирт твердо ведет свою линию. В Донбассе додумались до... развозки по домам в праздничные дни и в дни получек водки, И в это же время раздаются голоса о культурной выпивке». Высмеян сотрудник Госплана Т.Астерман за призыв пить «культурно».

В.Никитин сделал новое «открытие»: «...пищевое употребление спиртного само по себе социальной опасности не представляет. До тех пор, конечно, пока не перейдет в злоупотребление». Он же подбросил идею «...соблюдения так называемой «пищевой нормы» потребления вина...» Автор не знает детской истины: яд, отравляющая жидкость не является пищевым продуктом и разговор о его пищевой норме – нелепость.

Умеренники часто твердят: «Спиртные напитки сближают людей». Совсем наоборот: они дважды разъединяют их – физически и идейно. Физическое разъединение заключается в совершении опьяневшими хулиганских поступков, драк, грабежей и др. Часто собутыльники дерутся между собой, иногда гибнут в результате «алкогольного сближения». Спиртные напитки разъединяют не только отдельных людей, но и население. Вот старый, но выразительный факт, взятый из книги С.Д.Дрейдена «За ваше здоровье»: «25 млн. «прогуленных» рабочих дней, 500 000 человек зарегистрированных по РСФСР (а сколько не зарегистрировано?) убитых, искалеченных и раненых в результате пьяных драк, 88 % всех хулиганских и 60 % уголовных дел, набухших и расцветших на зыбкой алкогольной почве, треть всех растрат и государственных преступлений, произошедшая «по пьяной лавочке…» В наши дни подобное физическое «сближение» с помощью одуряющей жидкости дает более значительные последствия.

Идейное разобщение выражается в том, что трезвенники и пьющие придерживаются различных взглядов и убеждений. Алкоголепотребление делит людей на три группы: трезвенников, умеренников и алкоголиков. Эти группы враждуют между собой, причем особой агрессивностью отличаются вторые, считающие свою позицию золотой серединой. В действительности же их позиция фальшивая, поповская. Факт употребления спиртных напитков показывает, что пьющий не усвоил основы алкогольной проблемы. Достаточно ему восполнить пробел и он добровольно откажется от противоестественного занятия.

Спиртные напитки препятствуют настоящему тесному сближению нашего населения в одну всенародную семью. Имеется только один фактор истинного объединения людей – научные знания. Именно на их основе возникает общность взглядов, единомыслие, идейное родство. Только научные знания позволяют находить оптимальные решения, формировать оптимальное поведение, строить оптимальную жизнь. В дореволюционное время россияне были разъединены по религиозному признаку, и тогда значительной была межрелигиозная вражда. Широкое распространение в послеоктябрьский период образования и атеизма привели к значительному сближению трудящихся.

Идейная борьба, вспыхнувшая в прошлом веке между модератистами и абстинентистами, как тогда называли сторонников умеренного питья и противников его, продолжается и будет вестись до тех пор, пока в стране не установится трезвость. Советские модератисты занимают чуждую нашей идеологии, по сути христианскую позицию, используют поповские термины, идеи и аргументы, имеют искаженное представление об алкогольной проблеме.

В соответствии с этим представлением они поступают, причем их действия обычно оказываются нецелесообразными, а подчас уголовными. Сам акт алкоголепития – дикое занятие, придумали его дикари, которые прибегали к нему по ритуальным соображениям. Безрассудность пиршеств ярко показал В.Лебедев-Кумач в стихотворении «О дикарях», в котором имеются такие строки:

В котором века мы живем?

К лицу ль нам пир дикарский?

Ведь жизнь мы новую куем...

К лицу ли нам швырять рублем,

Когда мы строгий счет ведем

Копейке пролетарской?

Пьющий «швыряет рублем», чтобы взамен получить неприятную на вкус, многосторонне вредную жидкость, чтобы со временем потерять семью, работу, свободу, здоровье и жизнь. Взамен за такое огромное «жертвоприношение» он решительно ничего положительного не приобретает. Можно ли назвать такое поведение нормальным, материалистическим? Можно ли отнести к правильным такое поведение: I) Во Дворце бракосочетания регистрируют брак и официально навязывают молодым супругам шампанское. 2) Приехал в гости после долгой разлуки лучший друг, хозяин демонстрирует свое теплое отношение ежедневным отравлением его спиртным. 3) Борцы с пьянством устраивают попойку.

Да, устраивают и часто, в том числе наркологи. Как-то в Психоневрологическом диспансере я проводил психологическую подготовку алкоголиков к встрече Нового года; медицинские сестры неоднократно напоминали мне о том, что в связи с предстоящим праздником диспансер будет закрыт преждевременно, поэтому нужно отпустить пациентов и явиться по важному делу в конференц-зал к гл. врачу. Явился и был поражен: стоял густой табачный чад, сотрудники диспансера пьянствовали. Усиленно агитировали меня «не обижать», я сослался на предстоящую необходимость быть водителем автомобиля. Гл. врач, приплясывая около меня с наполненным бокалом, заявила: ничего особенного, можно пить, ГАИ в наших руках, в случае чего выручим. Всесоюзный семинар по организации наркологической помощи, проходивший в 1976 г. в Ленинграде, завершился «дружеским ужином». В Дзержинске наркологи проявили себя значительно ярче: две конференции наркологов, проходившие некоторое время назад, завершились массивными попойками; некоторые «инженеры душ алкоголиков» так одурели, что обнаженные разгуливали по гостинице; не обошлось без вмешательства милиции. В связи с таким поведением наркологов Дзержинский ГК КПСС возражал против проведения нашей межведомственной конференции; нам запретили устроить дружеское чаепитие, поскольку местные власти не верили в способность борцов с пьянством общаться без пьянства.

Приведенные факты показывают, насколько алкоголь искажает сознание и поведение людей. Наркологи (часть), которые по долгу службы обязаны быть стойкими трезвенниками, решительными противниками всякого употребления спиртных напитков, пьянствуют, причем иногда в рабочее время и на рабочем месте. Пьющий, тем более нарколог, не может считаться обладателем полноценного, стройного и последовательного материалистического мировоззрения. Он эклектик, именно поэтому многое искаженно воспринимает, придерживается ложного понимания алкогольной проблемы, совершает бездумные, противоестественные и противоправные поступки.

Торговля спиртными напитками находится в противоречии с отдельными важными партийными и государственными документами. Один пример. Статья 3 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» гласит: «Охрана здоровья населения является обязанностью всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций». Государственные предприятия, учреждения и организации, занимающиеся планированием производства, торговли и закупок за рубежом спиртных напитков, а также выращивающие сырье для их производства и т.п. не только не выполняют требования статьи 3, но приносят огромный вред здоровью населения. Та же статья обязывает граждан бережно относиться к своему здоровью и здоровью других. Все пьющие – нарушители этого требования, они искусственно подрывают здоровье и собственное и других, особенно родственников.

Недостатки, освещенные выше, ослабляют нашу идеологию, препятствуют успешному воспитанию молодежи, полному изжитию разных видов абсурдизма, в том числе религиозного, безраздельному утверждению в стране последовательного материалистического мировоззрения.

Материальные потери

Широко распространено мнение, будто производство и продажа спиртных напитков приносит огромный доход. Приносит частным лицам, а государство, особенно народ, несут огромные потери. По данным Э.Алексеева, Франция теряет из-за употребления населением алкогольных напитков в четыре раза больше, чем зарабатывает на его продаже. Такое же соотношение было в царской России. Огромные убытки несет СССР. Это легко установить путем простого подсчета. В 1940 г. все продовольственные товары, в том числе алкогольные напитки, не поименованные на 429 странице сб. «Народное хозяйство СССР в 1980 г.», стоили 2 873 млн. руб. Будем считать, что вся эта сумма была получена в результате продажи только алкогольных напитков. На стр.402 того же сборника указано, что в I980 г. продано алкогольных изделий в 7,8 раза больше, чем в 1940 г. Следовательно, в 1980 г. продали алкогольных напитков на 22 409 (2873 х 7,8) млн. руб. Если учесть стоимость нерационального использования рабочей силы, земли, складских и торговых помещений, транспорта, издержки производства, транспортировки и торговли, экологический вред, то доход окажется значительно меньше приведенного. Потери, вызываемые употреблением спиртных напитков, во много раз превышают доход, получаемый от их продажи. Даже частичный подсчет дает двенадцатизначное число. Известно, что рост производительности труда в промышленности на 1% дает государству более 5 млрд. руб. Министр внутренних дел Н.А.Щелоков в статье «Во имя человека» заявил, что по подсчетам экономистов «отрезвление производства» увеличивает производительность труда не менее чем на десять процентов. Отсюда выходит, что только промышленность ежегодно лишается более 50 (5 х 10) млрд. руб. В целом же народное хозяйство из-за сниженной производительности труда недополучает продукции примерно на 100 млрд. руб. Если же учесть все наши годовые потери, в том числе преждевременную гибель около миллиона человек, высокую заболеваемость, расходы на лечение, массовые прогулы, брак, низкое качество труда, замедленный темп развития нашего общества, то получится астрономическое число.

Алкогольная проблема для нас особо важна, без ее быстрого и радикального решения мы не сможем успешно справиться со многими другими проблемами (снижение смертности и заболеваемости до неизбежных уровней, полная ликвидация некоторых болезней и т.д.). Успешное решение алкогольной и курительной проблем резко повысит эффективность здравоохранительной службы.


Как известно, антиалкогольная кампания в СССР началась с письма группы учёных Новосибирского Академгородка в ЦК КПСС. В письме подробно говорилась о масштабах такого бедствия, как пьянство и алкоголизм. Я в 1985 году служил в армии. Однажды нас всех усадили аккуратненько на табуреточки и зачитали это письмо. В письме приводилась статистика умерших от пьянства, количество детей-уродов, родившихся у алкашей-родителей, цифры погибших в ДТП по вине пьяных водителей, общие потери экономики от пьянства и т.д. и т.п. Впечатляющий был докладец. Лично я был в шоке. Если бы сегодня его разместить в каком-нибудь блоге, то набежало бы куча совков с дикими воплями: «Антисоветчина!», «Ничего этого не было!», «Афтары нагло врут!» ну и т.п. И однако же это была правда - алкоголизм был одним из главных бедствий брежневского СССР.

Фильм «Афоня» я не обозревал. Это классическое пособие по курсу «История алкоголизма в СССР». Но я сегодня буду не фильм разбирать, а поделюсь личными воспоминаниями по данному вопросу.

Летом 1984 года - в «благостную» эпоху застоя, - один мой однокурсник предложил заняться какой-нибудь летней работой. В самом деле, студенту никакие деньги лишними не бывают. Вопрос только был за тем - куда именно направить свои стопы. Мой институтский товарищ предложил выбрать Очаковский межреспубликанский винзавод. Устроиться на работу туда было очень просто: достаточно было прийти рано утром - к началу смены - к проходной с паспортом. Там каждое утро бригадиры набирали разнорабочих, ибо рабочих рук не хватало - Москве было нужно зелье в огромных количествах, дабы рабочий класс не роптал, и завод работал на полную катушку. Никаких там устройств на работу, никаких трудовых книжек. Пришёл утром, отдал паспорт. Вечером после смены паспорт получил назад. Если нет желания, на следующий день можно не приходить. В конце месяца - расчёт за количество отработанных смен.

Мне кажется такой механизм несколько не вписывался в советский КЗОТ. Но он существовал. И всех это устраивало: и руководство завода, и шабашников. Не знаю, существовала ли ещё на каких-нибудь заводах такая схема или нет? Ну не суть.

Ещё одним привлекательным моментом работы на Очаковском винзаводе была возможность… вы угадали - воровства алкогольной продукции с целью её последующей продажи или распития. Да, и распития тоже. Давайте не будем ханжами. Если мне кто-то скажет, что в советское время были студенты мужского пола, которые не пили вина, то я в это не поверю. Для воровства портвейна мой многое повидавший приятель (он уже отслужил в армии), взял грелку. Ну такую, знаете, обычную резиновую грелку синего цвета. Наливаешь такую грелку до краёв портвейном, засовываешь в штаны сзади, выправляешь футболку и идёшь себе, расправив плечи, через проходную.

В первый день нас поставили в тарный цех. Тарный цех - это цех, где вино не разливается, а готовятся к розливу бутылки, которые поступают из пунктов приёма этих самых бутылок. Технология довольно простая. К открытым окнам подъезжает машина, гружёная ящиками с пустыми бутылками. Бутылки из этих ящиков надо вынимать и ставить на транспортёр. По транспортёру эти бутылки через специальные оконца идут в другие цеха, где их отмываю от всякой грязи и этикеток, кипятят, а потом в них заливают различные горячительные напитки.

Лент несколько. И работают несколько бригад. В бригадах работают… Видели вы фильм «Афоня»? Помните там такого персонажа - Федула, друга Афони? Вот на том заводе почти все рабочие были такими вот Федулами. Рожи спитые были у всех. Таких ещё поискать. В бригаде, куда попал я с однокурсником, работало порядка 7 Федулов и один молодой парень. Это парень нас немного просветил по поводу внутренних порядков. Оказывается, вино в тарный цех поступает из других цехов через те самые оконца, по которым бутылки идут в другие цеха. Сердобольные работники других цехов снабжают адским зельем своих побратимов из тарного. Но не даром. А за плату. Бутылка - рубль. Довольно дёшево.

Некоторые индивиды из старожилов умудрялись несмотря на такую неслыханную дешевизну оставлять в родимом тарном цехе всю получку. Один кадр вообще домой почти никогда не уходил. Так и жил там в цеху. Если конечно это можно назвать жизнью. Кто-то говорил, что в СССР не было бомбжей? Ну это как поглядеть. На мой взгляд алкаш, который не может даже после смены уйти из цеха - настолько он пьян - и ночует прямо там, не сильно от бомжа отличается. Ещё про одного наш знакомый рассказывал, что его жена приходила к руководству и умоляла уволить мужа с завода, ибо он пропил всё, что можно. Это при цене один рубль за бутылку! Но мужа не уволили - винзаводу были очень нужны рабочие руки, ибо москвичам и гостям столицу до зарезу были нужны портвейновые реки.

До обеда всё шло достаточно нормально - наша банда из 10 человек довольно шустро расправлялась с батареями бутылок, которые на крейсерской скорости шли в чрево разливных цехов. Но после обеда всё резко изменилось. Время обеда Федулы использовали как положено и после обеда легли в лёжку. А бутылки грузить пришлось втроём мне, моего однокурснику и тому молодому парню, который каким-то чудом не напился. Работка, скажем так, не самая интересная, когда втроём работаешь за десятерых.

Ну ладно. На следующий день мы попали в цех готовой продукции. Нас с приятелем разделили. Я попал на участок, где ящики с вермутом «Белый. Крепкий» (бомбы по 0,8) ставились на поддоны - по 16 ящиков на поддон. Работа была простая: откуда-то сверху по транспортёру съезжал деревянный ящик с бомбами. Ящик надо было резво подхватить и поставить на поддон, пока сверху не съехал другой ящик. На поддон укладывалось четыре слоя по четыре ящика в каждом. Чтобы при транспортировке на автокаре ящики не рассыпались, верхний слой ящиков скреплялся специальной металлической кошкой. После этого подъезжал кар, зацеплял поддон и нёсся на полной скорости на склад. Стоит ли говорить, что водители каров были полупьяными и ходить там было довольно-таки опасно - того и гляди, окажешься под колёсами. Иногда всё же ящики разваливались или водитель не вписывался в поворот - тогда вокруг начинали течь реки вермута. Брррр! Как вспомню этот запах, так аж рвотный рефлекс подкатывает.

На «вермуте» со мной работал местный рабочий - вылитый спившийся актёр Никулин, как определил его мой приятель. «Никулин» был довольно-таки внушительных габаритов гегемоном и работал, как биоробот. Время от времени он вынимал из какого-нибудь ящика бутылку вермута, спокойно рукой открывал белую пластиковую пробку (лично у меня так не получилось бы) и отпивал чуть ли не половину бутылки. После этого закупоривал бутылку, разбивал её о край ящика, а разбитое горлышко вставлял на то место, откуда вынул бутылку («для отчётности»). До обеда «Никулин» проделал эту нехитрую операцию раз пять или шесть. В итоге, если рабочие в тарном цехе напились в жопу после обеда, то «Никулин» был мертвецки пьян ещё до обеда. Но при этом сохранял работоспособность и исправно ставил ящики.

После обеда нас с приятелем поставили на хитрую операцию. Нас заперли в специальную такую сетчатую как бы кабинку, которая вся была забита ящикам с болгарским сухим вином. Нам дали специальные крюки-открывашки и мы должны были, откупорив бутылки, сливать вино в огромные оцинкованные ёмкости. Причём это происходило рядом с участком, на котором работал «Никулин». Я ему «по старой дружбе» просунул через сетку бутылку болгарского сухача, которую «Никулин» тут же полностью осушил в свою глотку чуть ли не одним залпом.

Пили ли мы на заводе? Хотите верьте, хотите нет - не пили. Просто атмосфера тотального алкоголизма вокруг, вечной портвейново-вермутовой вони как-то гасили желание приложиться. Нет, вру, как-то раз, уходя на обед, мы взяли с конвейера бутылку «Салюта». Но даже не выпили до конца. Просто как-то не хотелось. Но мой приятель зато честно каждый раз выносил полную грелку портвейна.

Ещё как-то раз мы попали в цех марочных вин. Это был цех не только элитных вин, но и элитных работников. Там работали не Федулы, а довольно нормально выглядящие люди. Один карщик даже ездил в кожаном пиджаке. Но учёт за марочными винами был не такой, как за портвейном и вермутом. Поэтому оттуда ничего украсть было невозможно.

Мы работали около месяца и прошли все цеха - от и до. И всюду было одно и тоже: если до обеда как-то ещё люди пытались держать себя в руках, то после обеда начинался полный кавардак. Причём пили все, вне зависимости от возраста и пола. Весёлые полупьяные тётушки-нормировщицы, пьяные карщики-убийцы, алкаши из тарного, полупьяные рабочие других цехов. Куда не сунься на этом заводе, всюду натыкаешься на пьяные спитые рожи. А на самом видном месте над входом в один из цехов какой-то циничный человек с хорошим чувством юмора повесил огромный кумачовый транспарант: «Наше цель - коммунизм!» Мы очень смеялись с приятелем, когда увидели этот лозунг. Трудно было бы придумать менее подходящее для него место. А может, наоборот, для этого транспаранта там было самое место.

Ещё пара слов о водителях, которые привозили на завод ящики с пустыми бутылками и увозили готовую продукцию. На заводе эти водители отоваривались ворованным вином по той же самой цене: рубль за бутылку. Как вы наверное догадались, это был очень неплохой бизнес, в который были вовлечены работники цехов, водители и работники соответствующих магазинов. На каждой бутылке делали полтора-два рубля - очень нехилая рентабельность. И я в жизни не поверю, что руководство завода и ОБХСС ничего не знали про этот бизнес. Это был, напомню, 1984 год.

Ну вот, собственно, и всё, что я хотел рассказать. Про то, какой буйствовал алкоголизм на улицах, я расскажу как-нибудь в другой раз. Кстати, может кто-нибудь из читателей поделится своими воспоминаниями в комментариях к данному посту.

Лучшие статьи по теме