Все о продуктах питания. Информационный портал
  • Главная
  • Овощи
  • Что лучше: корковая пробка или закручивающаяся крышка? Винная пробка: вам какую

Что лучше: корковая пробка или закручивающаяся крышка? Винная пробка: вам какую

Почему у вина могут быть разные пробки? Какие лучше – деревянные или силиконовые? Являются ли винтовые крышки признаком второсортного вина? Наливайте бокальчик и давайте разбираться.

Из Древней Греции в 16 век

Еще древние греки поняли: чтобы вино не портилось, его надо закупоривать. Для этих целей они использовали довольно сложную конструкцию: кусочек дерева обмазывали глиной, оборачивали тканью и покрывали смолой и такой пробкой запечатывали амфоры. Морока – скажете вы, революция – ответим мы. Дело в том, что до появления этой самой первой пробки вино хранили в открытых амфорах, поэтому оно очень быстро портилось.

Чуть позже для закупорки вина стали использовать кусочки древесины мягких пород, но у них было много недостатков: они разбухали (иногда настолько, что деформировали горлышко сосуда), плесневели. Но со временем финикийцы выяснили, что пробки из коркового дерева не только обеспечивают надежную консервацию, но могут даже улучшать вкусовые характеристики вина.

Тем не менее, эта идея по каким-то причинам не получила широкого распространения, и вино продолжали затыкать конструкцией из кусочка дерева, обернутого тканью или войлоком, которые были пропитаны жиром или смолой.

Очередная «пробковая революция» случилась в 16 веке благодаря небезызвестному монаху Дону Периньону. Он начал использовать корковые пробки для запечатывания шампанского , которое, как известно, подвергается вторичному брожению уже в бутылке. Поэтому эластичная, дышащая и не подверженная гниению корковая древесина оказалась не просто лучшим, а идеальным материалом для пробки. И ее начали использовать производители всех вин вообще.


500 лет спустя

Винный мир консервативен, поэтому корковые пробки используются и сегодня, хотя прямая необходимость в них давно отпала – силиконовые или резиновые умеют «дышать» точно так же, зато не подвержены гниению или заражению грибком. А винтовые крышки еще и невероятно практичны: во-первых, чтобы открыть такую бутылку, не нужен штопор, а во-вторых, вопреки расхожему мнению, она герметизирует вино не полностью, прокладка между ней и бутылкой обеспечивает небольшую циркуляцию воздуха. Кстати, белым винам это идет только на пользу – им лишний контакт с кислородом ни к чему. С красными все немного сложнее: некоторые из них дозревают в бутылке (правда, в этих случаях используют особые удлиненные пробки), а на качество остальных материал, из которого изготовлена пробка, никак не влияет.

Поэтому некоторые производители сделали винтовые крышки буквально своей визитной карточкой: так, если вам попадется бутылка с подобной пробкой, выполненной из стекла, в 99 из 100 случаях окажется, что это вино произведено в Австрии или на Сицилии.

Но знаете, в чем ирония? Потребители до сих пор продолжают считать, что корковые пробки – признак качества, а все остальные – вина второго сорта. Иногда это доходит даже до абсурда: когда французский производитель вин Domaine Laroche (некоторые экземпляры по стоимости достигают 250 и более евро) стал запечатывать свою продукцию винтовыми крышками, ее перестали покупать. С возвращением корковых пробок вернулись и покупатели. Так что они, скорее, дань традиции, а их практичность находится под большим вопросом.


Пара скелетов из шкафа корковых пробок

  • Корковое дерево растет не везде: в основном, на территории Португалии, в Испании и изредка встречается в Африке.
  • Ни один производитель вина не делает корковые пробки самостоятельно, а заказывает их в Португалии или Испании.
  • Недобросовестный производитель может поставлять пробки:
    • Недостаточно продезинфицированные.
    • С трещинами.
    • Слишком короткие.
    • Из древесины низкого качества.

Кстати, пробки, сделанные из обрезков коркового дерева, зачастую производят с использованием парафина, пищевого силикона и даже полиуретанового клея. Закупоренные ими вина при долгом хранении (от года и выше) могут просто испортиться.

  • Даже самая качественная пробка может «подхватить» профессиональную болезнь – грибок, которая проявляется в виде неприятного запаха, напоминающего мокрый картон или мокрую тряпку. Именно поэтому сомелье в ресторане всегда нюхает пробку, прежде чем налить вам вино, а вовсе не как дань старинному ритуалу. И если она заражена, такое вино точно не стоит пить, потому что вряд ли вы получите наслаждение от него.

Однако все это, скорее, частности, которые не должны скомпрометировать корковые пробки в ваших глазах. Хотя бы даже и потому, что они могут очень пригодиться в хозяйстве, когда бутылка с

Первыми винными пробками служили кусочки деревяшек, замазанные глиной или залитые смолой. Ими закрывали горлышки глиняных сосудов, часто от намокания они набухали и разрушали хрупкую глину. Столь примитивная пробка не закупоривала сосуд герметично, а скорее препятствовала расплескиванию вина .

Интересно, что название хорошей укупорки — герметичная, происходит от имени бога Гермеса, который, согласно древнегреческой мифологии, как никто другой мог плотно закрыть сосуд с вином. Позже для изготовления винных пробок финикийцами, а затем и римлянами стала использоваться кора пробкового дуба. Она было более эластичной, нежели дерево, и прекрасно справлялась с задачей избежать попадания воздуха в сосуд с вином.

Свое широкое применение традиционные пробки нашли лишь, когда на смену амфорам и сосудам из глины для хранения вина пришли стеклянные бутылки.

Материалы и технологии

В настоящее время сырье и технологии для создания винных пробок претерпели существенные изменения. Производители предлагают множество пробок, различающихся по форме, материалу и происхождению.

Сегодня в качестве материала для изготовления винной пробки используется:

  • Кора пробкового дуба
  • Пластик и синтетические материалы
  • Алюминий
  • Стекло

Традиционная пробка

Натуральные винные пробки производят из коры пробкового дуба, произрастающего на территории Португалии, Испании, Франции, Италии, Марокко, Туниса и Алжира.

В зависимости от структуры, корковые пробки разделяют на 7 сортов:

  • Натуральные делят на стандартные (4 и 5 сорт), высококачественные (2 и 3 сорт) и экстра (1 сорт);
  • 6 и 7 сорт подвергают кольматированию;
  • отходы коры дуба, оставшиеся от изготовления натуральных пробок, идут на производство агломерированных пробок.

Натуральные пробки вырезают из цельного куска коры, они не имеют сквозных отверстий, трещин и других мелких дефектов. Стоимость такой пробки довольно высока, поэтому ими укупоривают лучшие марочные и коллекционные вина мира.

Пробки, имеющее дефекты подвергают кольматированию — это процесс заполнения пустот смесью пробковых микрогранул, латекса и пищевого клея. Пробки, обработанные таким образом по своим свойствам значительно хуже натуральных, но все же широко используются для укупорки столовых и ординарных вин.

Агломерированные пробки — наименее качественные из корковых. Они изготавливаются путем спрессовывания обрезков коры, смешанных с пищевым клеем. Пробки формуют, а после просушки и шлифовки наносят логотип и покрывают пищевым силиконом. Их в основном применяют для укупорки недорогих ординарных вин сроком хранения не более года. Агломерированные пробки могут быть окантованы с торцов дисками из натуральной пробки, чтобы снизить контакт вина с агломератом. Их применяют для укупорки вин со сроком хранения более года.

Еще один тип агломерированных пробок — гранулированные . По сравнению с обычными пробками из агломерата, они изготавливаются из более мелких спрессованных гранул коры с добавлением натуральных связующих компонентов. Их используют для вин с коротким и средним сроком хранения.

Пластиковая пробка

Пробки из синтетических материалов недороги в производстве и очень плотно закрывают бутылку, но не дают вину «развиваться» в отличие от натуральной пробки. И хотя все больше виноделов отдают предпочтение пробкам из пластика, чаще всего ими укупоривают недорогие столовые и ординарные вина с небольшим сроком хранения.

Зачастую, открыть бутылку с пластиковой пробкой довольно сложно. Это также не добавляет им популярности.

Винтовые алюминиевые колпачки считаются наиболее перспективной альтернативой натуральной пробке. Их легко открыть, они не подвержены грибковым болезням и позволяют легко закрыть недопитое вино.

Материалом изготовления для винтовых пробок служит алюминий с прокладкой из пластика.

Сейчас винтовые пробки применяют не только производители недорогих вин, но и виноделы высочайшего класса.

Несмотря на хорошие свойства алюминиевых колпачков, законодательство некоторых стран, в том числе Италии, не позволяет применять винтовые пробки для вин наивысшего сорта, отдавая предпочтение натуральной корковой пробке.

Менее распространенная, но, пожалуй, самая эстетичная из искусственных пробок — стеклянная. Внутренняя поверхность ее обтянута прозрачным пластиком, что обеспечивает хорошую плотность укупорки. К недостаткам стеклянной пробки можно отнести высокую стоимость, кроме того вино под ней развивается не так интенсивно, как под натуральной.

Наибольшей популярности пробки из стекла достигли в Австрии, Германии и Италии.

Надписи на пробках

Зачастую, пробка может рассказать о вине не меньше, чем этикетка. Основное требование к надписям на пробке, какой бы она ни была — соответствие информации о вине на этикетке.

Если при покупке вина возникают сомнения в его подлинности, стоить обратить внимание на информацию на пробке — в отличие от этикетки, заменить пробку на бутылке с вином весьма затруднительно.

Пробка из натуральной коры может содержать различную информацию:

  • регион (апелласьон), где произведено вино;
  • год урожая (обычно указывается на торцевой части пробки);
  • название и расположение предприятия, осуществившего розлив (не всегда совпадает с производителем);
  • название изготовителя пробки.

Пробка может рассказать не только о происхождении вина, но и о его состоянии.

Хорошая пробка пахнет вином и сухой древесной корой, она упругая, не намокшая и не пересохшая. След от вина может достигать от нескольких миллиметров снизу пробки до ее середины. Полностью намокшая пробка свидетельствует о негерметичности укупорки.

Что лучше?

Производители искусственных пробок утверждают, что вино под ней развивается и хранится ничуть не хуже, чем под натуральной. Исследования говорят об обратном, и разница между традиционной и альтернативной пробкой существенна.

Натуральная пробка позволяет вину «дышать». Считается, хотя и не доказано, что кислород участвует в процессе созревания вина, дополняя букет особым образом.

Вино под натуральной пробкой может храниться десятилетиями. При этом бутылку хранят так, чтобы вино контактировало с пробкой, не позволяя ей высыхать.

К сожалению, у натуральных пробок есть существенный недостаток: грибковая болезнь. От 1 до 3% пробок оказываются зараженными грибком, который способен испортить вино своим затхлым привкусом. Пластиковые и алюминиевые пробки лишены этого недостатка, впрочем, как и способности долго сохранять вино, давая ему «дышать» и развиваться.

Говорить о достоинствах той или иной пробки можно только учитывая ее назначение.

Так, для укупорки недорогих ординарных вин подойдут как пластиковые, так и недорогие агломерированные пробки или винтовые из алюминия. Срок хранения ординарных вин обычно составляет не более двух лет, а вкус не подвержен заметным изменениям в процессе хранения. Вина среднего ценового сегмента могут быть укупорены пробкой из стекла или алюминия. Реже — натуральной.

Для укупорки дорогих марочных вин применяют исключительно натуральные пробки наивысшего сорта. Помимо своих упаковочных свойств, натуральная пробка придает определенный шарм самому процессу откупоривания бутылки.

Вопрос о том, какая же пробка лучше всего, пока что остается без ответа. Производители экспериментируют с формой и материалами, пытаясь найти баланс между традициями и требованиями современности, потребители теряются в разнообразии колпачков, а эволюция винной пробки все еще продолжается.

Сделать правильный выбор среди огромного разнообразия вин поможет наш каталог . Весь представленный на сайте алкоголь можно купить оптом по привлекательной цене.

Сегодня поговорим о пробках — наверняка в последнее время вам все чаще попадаются на глаза бутылки с винтовыми пробками. Многие априори считают такое вино дешевым и менее качественным. Подробнее об истории вопроса, который далеко не так прост, рассказывает автор — известный винный эксперт и сомелье, преподаватель школы сомелье «Миллезим », двукратный победитель конкурса «Петербургский сомелье», обладатель «Балтийского кубка сомелье», вице-чемпион Российского конкурса - Николай Чащинов.

Сегодня многие при покупке вина делают выбор исключительно в пользу бутылок, закупоренных натуральной пробкой. Однако бескомпромиссно считать этот способ сохранения вина лучшим, — заблуждение, сложившееся исторически.

Как известно, стандартная винная пробка изготавливается из коры пробкового дерева. Кору с многолетних дубов срезают слоями и вырезают из пласта куски цилиндрической или иной специальной формы для использования с различными типами бутылок. Пробку используют так давно, что любые похожие устройства для закупорки винных бутылок стали называть «пробкой», хотя к уникальному дереву некоторые уже не имеют никакого отношения.

Натуральная пробка, конечно, хороша, когда нужно продолжить выдержку вина после розлива по бутылкам. За счет пористой структуры древесной коры, закупоренное пробкой вино продолжает «дышать». Через поры пробки проникает кислород, благодаря чему в вине происходят сложные и разноплановые химические процессы, изменяются цвет, аромат, вкус напитка. Этот процесс, при котором вино становится более изысканным, сложным, мы называем «старением».

Однако далеко не все вина требуют выдержки после розлива: большая часть производимых вин — молодые, употребить которые нужно в течение года-двух после розлива по бутылкам. Вино обладает свежим, яркими фруктовыми ароматами, а лишнее проникновение кислорода в бутылку, напротив, приводит к окислению и потере свежести. Поэтому в странах Нового света, и в некоторых регионах Европы, все чаше применяется винтовая закупорка. Она позволяет достаточно долго сохранять вино ровно в том виде, в котором оно покинуло винодельню.

Тем не менее, отдавая дань прошлому и стремлению к природным материалам, российские потребители часто игнорируют вина с винтовой закупоркой, ведь пробка — натуральный материал, который должен быть лучше по определению. С одной стороны, конечно, винтовые пробки изготавливаются из искусственных материалов. Но при этом эко-стиль не всегда оказывается преимуществом. В частности, у пробки есть сразу три крупных недостатка:

Хорошая пробка стоит дорого

Да, цена хорошей, дорогой цельной пробки может доходить до одного евро. Конечно, при цене бутылки 1000 евро и выше, такая жертва будет не слишком заметной. Однако при покупке молодого вина по цене 3-5 евро, доплачивать еще один евро за пробку — неразумно;

Сегодня часто используется так называемые агломерированные пробки, также, чуть реже, — комбинированные.

Агломерированные пробки — это особый тип пробок. Их изготавливают так: оставшиеся после формования пробок «дырчатые» полосы коры измельчают, получая мелкие гранулы, которые, в свою очередь, сортируют в зависимости от их размера (большинство производителей использует для изготовления агломерированных пробок гранулы одного размера). Гранулы смешивают с пищевым клеем и прессуют, формируя из них длинные цилиндры, которые затем нарезают и слегка обтачивают. Минусы таких пробок — контакт вина с клеем и недостаточная герметичность.

До последнего времени считалось, что это — самые дешевые пробки, что объясняло их популярность. Но на сегодняшний день появилась новая волна производителей, которые делают очень дорогие и качественные агломерированные пробки, стоимость которых гораздо выше натуральных!

Комбинированные — это агломерированные пробки, к торцам которых присоединены диски из цельных кусков коры. Это исключает контакт вина с клеем. Такие пробки используются, например, для укупорки шампанского.

Опасность пробковой болезни

Более 5% всего вина в мире подвержено самому распространенному дефекту — запаху пробки. Это касается как недорогих напитков, так и коллекционного вина, стоимость которого может достигать 10 000 евро за бутылку. Этот запах вызван веществом трихлоранизол. Специфический аромат от некачественно изготовленной пробки, передается вину, тогда оно теряет всю прелесть букета и пахнет мокрым картоном и грязной тряпкой.

Альтернативные способы закупорки

Впрочем, со времен создания и закупорки первой винной бутылки прошло уже очень много времени, и люди разработали ряд других методов герметизации сосудов с вином. В частности, мы нередко сталкиваемся сегодня с пластиковыми пробками. Они обладают той же формой, что и натуральные, но не пахнут, не имеют пористой структуры и почти не пропускают кислород. Кстати, именно поэтому в случае с молодым вином пластиковая пробка также лучше подходит для закупорки бутылок, чем натуральная. К сожалению, пластиковая пробка не дает вину возможности развиваться, стареть, поэтому используется только для молодых вин, не требующих выдержки.

Второй способ мы уже упоминали — это винтовая закупорка. Помимо простоты и доступности, в этом случае бутылку легко закрыть повторно, а крышка пропускает ничтожно малое количество кислорода, что обеспечивает хорошую сохранность вин. При этом не возникает никаких болезней и осложнений. Но, не поспоришь, при этом пропадает красивая церемония открывания бутылки штопором. И не будет больше лоска в том, как сомелье ресторана дает вам понюхать пробку, прежде чем налить вино в бокал — вряд ли кто-то будет нюхать открученную крышку...

Третий вариант — это стеклянные пробки, которые создают новую, непривычную эстетику. Они также превосходно обеспечивают сохранность напитка, но требуют использования принципиально других бутылок, которые не только дороже сами по себе — для их розлива и закупорки нужно другое оборудование, а закупка новых линий не вызывает большого оптимизма у виноделов. Поэтому стеклянные пробки можно встретить сегодня нечасто.

Не бойтесь разных пробок

Подводя итог всему сказанному, нужно отметить, что на сегодняшний день нет альтернативы натуральным пробкам из коры пробкового дерева, если мы говорим о великих винах Бордо, Бургундии, Пьемонта, Тосканы и других знаменитых винодельческих регионов. Такая пробка необходима винам, которые требуют созревания в бутылке, чей срок жизни исчисляется десятками лет. Но как часто пьем мы такие вина? Чаще всего, выбирая бутылку вина «на каждый день», когда нет особого повода, мы остановимся как раз на молодом вине, готовом к употреблению, не требующем дополнительной выдержки — будь то вина Чили, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Италии или Испании. Покупая недорогое вино для того, чтобы хорошо провести вечер, задумайтесь — возможно, будет лучше взять бутылку с винтовой крышкой, что позволит не переплачивать за пробку, да еще к тому же быть уверенным в том, что вино максимально сохранило всю изначальную ароматику и вкусовую палитру. И никакого трихлоранизола...

Каждый, кто хоть раз открывал бутылку вина, помнит это особое ощущение, когда виток за витком штопор входит в упругий кусочек коры, запечатывающий горлышко бутылки. Легкий хлопок - и по бокалам полилось вино. Безусловно, пробка - это не просто приспособление, надежно закупоривающее бутылку и предохраняющее вино от болезнетворных бактерий, попадания инородных предметов и выдыхания. Это часть ритуала, исполняемого сомелье при подаче вина, и пробка занимает в нем едва ли не главное место. Почему? Всегда ли так было? Будет ли так и впредь?

В настоящее время все больше и больше бутылок на полке винного магазина укупорены альтернативными пробками - полимерными, воспроизводящими вид и форму традиционных корковых пробок, винтовыми пробками из алюминия и даже стеклянными пробками. С чем связан этот отход от привычного вида укупорки и как следует относиться к таким винам?

Большинство деревьев дают очень тонкий пробковый слой, и только небольшое количество видов имеют поверхностный слой толщины, достаточной для производства пробки. Из них только один вид, дуб Quercus suber , дает кору для пробки в промышленных масштабах. Натуральная пробка представляет собой пористый материал ячеистой структуры с герметически закрытыми воздушными камерами, которые придают коре эластичность и возможность восстанавливаться до прежнего объема после значительного сжатия. Однако, как и всякий природный материал, пробка неоднородна. В ней присутствуют трещины и каверны различной формы и глубины. В процессе роста коры в этих местах накапливаются микроорганизмы, которые впоследствии, оказавшись в контакте с вином, могут вызвать появление в бутылке веществ, меняющих букет вина, причем в «неблагозвучную» сторону.

Наиболее часто встречающийся вид «пробковой болезни» - накопление в бутылках трихлоранизола (2,4,6-TCA).

Это вещество проявляет себя уже в крайне малой концентрации в виде неприятного запаха, напоминающего запах застоялой грязной воды, мокрой половой тряпки и т. д.

Количество вина, приходящего ежегодно в состояние, непригодное к употреблению, достигает, по различным оценкам, 5-8% от общего объема вин, укупоренных натуральной пробкой. И нюхая пробку и вино перед подачей клиенту, сомелье ресторана проверяет вино именно на отсутствие данного дефекта. Совершенно очевидно, что никакой бизнес (не будем забывать, что виноделие - это не просто часть культуры и кулинарии, но и в первую очередь большой бизнес) не может себе позволить выбрасывать такое количество готовой продукции «на помойку» по причине некачественной упаковки. Именно эти мотивы и подвигли современных производителей вина к активным экспериментам с альтернативными фактурами и материалами.

Самым простым заменителем, самым дешевым, но и самым проблемным стала полиэтиленовая пробка, «обволакивающая» горлышко бутылки наподобие сургучной заливки. Весьма популярный во времена Советского Союза, этот вид укупорки бутылок существует и по сей день, прочно удерживая свою нишу в ценовом сегменте напитков до 100 рублей в рознице.

Пахнущий химическим пластификатором полиэтилен в этой ценовой категории не слишком влияет на запах напитка, полностью соответствуя содержимому.


В более высокой ценовой категории на смену полиэтиленовым пробкам пришли синтетические, воспроизводящие по форме традиционную пробку из коры дуба. Они также недороги в производстве, но имеют значительно больше достоинств и меньше недостатков: обладают хорошей сопротивляемостью к сжатию, плотно прилегают к горлышку бутылки и позволяют сохранить «ритуал» откупоривания бутылки с помощью штопора. Различные фирмы, поставляющие продукцию данного вида на рынок, предлагают всевозможные усовершенствования, приближающие, по их словам, синтетические пробки к натуральным корковым, и число виноделов, использующих этот вид укупорки, неуклонно растет.

Практически все «бюджетное» вино из Латинской Америки, Австралии и Южной Африки сейчас укупоривается именно так.

Совершенно по иному пути пошли производители металлических крышек для бутылок. Сделанные из алюминиевой фольги и рассчитанные на бутылку с резьбой, эти пробки позволяют потребителю надежно укупорить початую, но недопитую бутылку. Производство винтовых пробок растет лавинообразно: если в 1980 году лидер данной отрасли произвел около 20 млн штук, то уже в 2003-м - 300 млн штук, а в 2006-м - 2 млрд штук. Согласно статистике, от 80% до 90% вин Новой Зеландии в настоящее время производится с использованием именно этого вида укупорки.

Большинство производителей альтернативных вариантов утверждают, что вина в бутылках с их пробками хранятся и развиваются ничуть не хуже, чем при использовании натуральной пробки. Покупатель между тем не знает, верить ли ему этим заявлениям и, соответственно, как относиться к вину, укупоренному нетрадиционными материалами.

Лабораторные исследования показывают, что разница между различными видами пробки есть.


Пробка из коры, занимающая значительную часть свободного места в горлышке, оставляет в бутылке значительно меньше воздуха по объему, но зато создает небольшое избыточное давление, что отличает ее от пробки винтовой. Можно было бы ожидать, что и храниться в таком случае вина будут по-разному. Однако дегустационный опыт показывает, что даже на достаточно больших сроках хранения, в 2-3 года, существенной разницы в вине под разными видами укупорки не наблюдается.

Более того, вина, которые были произведены без расчета на долгое хранение (а таких вин львиная доля на рынке), зачастую выглядят «под винтом» или «с пластиком» гораздо свежее и моложе тех же вин «под корковой пробкой». Так что, если вы не являетесь убежденным традиционалистом, считающим, что всякое нововведение должно «вылежаться» пару-тройку десятков лет, смело покупайте такие бутылки.

Бытует такое мнение, что по внешнему виду пробки можно еще на стадии выбора и покупки вина многое узнать о содержимом бутылки.

В самом деле, вид и качество пробки опосредованно связаны с качеством вина: натуральная пробка дороже заменителей, и поэтому большинство производителей используют ее только для своих лучших вин. Причем чем длиннее пробка, тем она дороже и тем реже ее можно встретить в бутылке с посредственным вином.


Правда, чтобы рассмотреть пробку, нужно снять с нее защитный колпачок. В наших винных супермаркетах и бутиках такое поведение покупателей не приветствуется, и, скорей всего, вас попросят купить «испорченную» бутылку, так что любопытство и пытливость могут стоить вам бутылки «не того» вина и напрасно потраченных денег.

Поэтому не стоит экспериментировать, тем более что ту же самую информацию может дать и сама «капсула». Если она неровно обрезана и выполнена из самой дешевой термоусадочной пленки, то вряд ли можно рассчитывать, что под ней дорогая пробка и хорошее вино. Напротив, если этот декоративный элемент выполнен из алюминиевой фольги, плотно и ровно облегает бутылку, то это повышает шансы купить вино, которое сам производитель позиционирует как одно из своих лучших.

В некоторых случаях вид колпачка может сказать даже больше: например, если на капсуле французского вина сверху вы увидите стилизованную печать зеленого или синего цвета в виде женского профиля, то в руках вы держите вино, которое было произведено для внутреннего рынка Франции, и с него уплачены все полагающиеся налоги.

А капсула австрийского вина (за исключением столового) обязана нести на себе, тоже сверху, изображение австрийского флага (три полосы - две красные и одна белая). Под такими защитными колпачками вы, несомненно, найдете именно старую добрую корковую пробку.

Несмотря на все уверения лидеров индустрии пробок, что их альтернативная продукция рассчитана и на долговременное хранение вина, мало кто из производителей еще решается использовать что-то отличное от натуральной пробки для своих коллекционных вин. В этом сегменте безраздельно царствует традиционная пробка из коры Quercus suber. Правы ли они или это просто «нездоровый консерватизм» - покажет время.

: всегда случайно или существует круг специалистов, которые друг с другом делятся информацией?

Ирина. 50 на 50.

Андрей. Во-первых, в интернете очень много информации, во-вторых, регулярно происходят полупрофессиональные дегустации, когда виноторговые компании представляют новую линейку, либо какой-то производитель привозит новое вино. Fort, «Лудинг», «Браво» организуют подобные мероприятия. Кроме того, в Москве раз в год проходит Wine Expo.

JL. Как выбрать вино?

Андрей. Прийти в магазин типа «Азбуки вкуса» и спросить консультанта, описав, чего хочется.

JL. Но в «Ашане» или «Метро» не будет такого человека.

Ирина. В «Ашане» не будет, но, в принципе, можно выбрать практически любое вино за 300-500 рублей.

Андрей. Не ошибетесь. Дело не в том, что это какая-то критическая стоимость, просто при покупке вина от 300, а сейчас уже, наверное, от 400 рублей, шанс попасть на что-то вкусное больше.

JL. То есть нет ничего подозрительного во французском вине за 300 рублей?

Ирина. Нет, просто это вино, например, из винограда, который может быть собран в любом регионе или регионах Франции, а не на конкретной ограниченной территории. Очень сложно сказать, что хорошо, а что плохо, нужно просто пробовать. Если говорить о лучшем соотношении цены и качества, это, конечно, Испания. Их вина признаны всемирно.

Андрей. Есть такое правило: не знаешь, что брать, бери Риоху – это довольно большой регион Испании, у нас в России очень хорошо представлен.

Сами испанцы говорят, что их вино – это вино, готовое к употреблению. Его не надо ждать, как некоторые итальянские или французские. Свинифицировали, продают – значит, можно пить. Остальное зависит от ваших вкусов. У испанских вин есть градация: самое простое, легкое – Крианса (Crianza), потом Резерва (Rezerve) и Гранд Резерва (Gran Rezerve).

Если хотите взять вино, которое долго хранилось в бочке, а затем долго в бутылке, считается самым готовым, то это Гранд Резерва. Оно будет с явно выраженным бочковым вкусом, третичными ароматами. В ароматике могут появиться кожа или кофе. Если хотите полегче, берите красное Крианса.


С белыми винами другая история. Их намного сложнее испортить, потому что произвести проще. Все, конечно, начинается с винограда: из плохого винограда хорошего вина не сделаешь. Но белые вина в целом дешевле. Если красные более или менее качественные вина начинаются от 400-500 рублей, то для белых вин 300 рублей – уже нормально. Очень редко бывает, что с белым вином что-то не так.

Ирина. Оно проще для понимания.

Андрей. Более изысканные вина, за тысячу, за две, там другое дело – там нужно развивать тонкость обоняния.

Как сказал еще Ротшильд, любое качественное вино должно стоить до $20. Свыше – это то, сколько вы готовы заплатить за конкретное вино. Собственно, так и формируются цены на гранкрюшные французские вина – начиная от «Марго» и заканчивая Petrus’ом, – по несколько тысяч евро за бутылку, и аукционные по 100, 200 тысяч евро.

Ирина. Им, конечно, по 100 лет этим винам, но в целом это, конечно, маркетинг. Но вообще дорогое вино – это:

  • уникальный терруар,
  • высокие технологии,
  • производитель с именем, который заслужил со временем репутацию не только маркетингом, но и качеством.

JL. А существует что-то вроде эффекта плацебо: ты пьешь вино, знаешь, что оно уникальное, и оно тебе уже поэтому нравится?

Андрей. Когда наливают из бутылки с надписью Petrus, я подозреваю, у тебя будут некоторые серьезные ожидания.

Ирина. Вообще сложно сказать, потому что каждое вино не сравнимо с другим. Мы конечно, пытаемся, но вино настолько уникальный организм, это как сравнивать двух людей.

Андрей. И если сказать виноделу, что его вино типичное, он, конечно же, обидится.

JL. Какого возраста вино лучше покупать?

Андрей. Очень зависит от региона, сорта…

Ирина. И от типа вина. Белое обычно выдерживается меньше, чем красное, хотя это тоже относительно. Сотерн, например, может и 20 лет жить.

Андрей. 5-летний Сотерн вообще, наверное, не стоит покупать.

Ирина. Лучше купить 10-летний.

JL. А чем интересен Сотерн?

Андрей. Сотерн – это апелласьон во Франции, регион Бордо, где производятся вина с помощью благородной плесени ботритис. Осенью она заводится на винограде и начинает его заиюзюмливать.

Андрей. Плесень выедает виноград, в нем остается концентрированный сахар, как в изюме. Из этого выжимают оставшийся сок, сладкий-пресладкий, он бродит, и из него делают вино. Получается немного по объему, вино очень сладкое, с невысоким процентом алкоголя, с ароматом бензина. Прекрасная вещь!


JL. Сколько живет вино? Есть примеры, когда находили старое вино, а оно отличное или, наоборот, уже мертво?

Андрей. Есть история на этот счет. По-моему, это было игристое вино, пино-нуар. Его перевозили через Голландию в Санкт-Петербург, а судно потопили шведы. В итоге в Финском заливе оно лежало до 90-х годов. Его достали, вину на тот момент было, наверное, лет сто пятьдесят. Открыли, оказалось отличным.

JL. Как насчет других распространенных советов по выбору вина: что у бутылки должно быть вогнутое дно, пробка лучше закручивающейся крышки? И как читать этикетку, на что обращать внимание?

Ирина. Вогнутое дно – это все понты. Я запомнила название этого углубления – пунт – как раз по слову «понт». Есть много материалов по этому поводу и доказано, что форма дна никакой роли не играет.

Андрей. Знаете, для чего это углубление использовалось? Чтобы можно было в телеге больше бутылок уложить одну в другую, чтобы они не катались и больше умещалось. Получалось на один ряд больше – вот и вся история.


Ирина. А насчет пробки… В принципе, и в дорогом вине бывает пластиковая пробка, хотя, конечно, редко. Чаще натуральная. Закручивающиеся пробки, они называются винтовые, ничем не хуже. Наоборот, они дороже и лучше тем, что на них не может возникнуть болезнь, как на натуральных, которые могут подвергнуться грибку, из-за чего может испортиться вкус и аромат вина. (В ноябре 2013 года Италия одобрила завинчивающиеся крышки для вин DOC и DOCG. Теперь выбор способа закрытия остается за производителем. – Прим. ред. ) Есть еще стеклянные пробки, но их пока мало. Не знаю, вытеснят ли они остальные, пока они не очень популярные, потому что дорогие, но считаются лучшими.

JL. Ну так, для обывателя.

Андрей. Советую по этому поводу почитать Хью Джонсона, у него очень подробно написано, что где указано на этикетке. Этикетки – очень интересная вещь. Французские, наверное, самые сдержанные. Новосветские – самые аляпистые, там меньше информации, больше призыва. У нас в России на контрэтикетке, с русским переводом, принято писать сорта винограда. Во Франции этого не делают – там и так знают, в каком регионе из какого винограда производят вино.

Ирина. Общий совет – выбирать не столовое вино, а вино географического наименования. Это значит, что оно подчиняется определенным правилам, установленным в этом регионе. Так надежнее. Еще я бы с осторожностью относилась к винам, на которых процент алкоголя указан не четко, а некими рамками – от стольки-то до стольки-то. Это очень странно: если вино разлито в бутылки, оно, по идее, не должно развиваться настолько, чтобы от 12 процентов перейти к 14.

Чтобы научиться понимать вино, не стоит сразу покупать бутылки за тысячи рублей. Чтобы понять отличие Шардоне от Совиньона, можно купить Совиньон без бочки, допустим 2011 года и Шардоне без бочки 2011 года и для себя уяснить, как они пахнут. Понять, видишь ли ты в нем ароматы, перечисленные в описании. Это практика. Чтобы начать в этом разбираться, нужен как минимум год.

Лучшие статьи по теме