Все о продуктах питания. Информационный портал
  • Главная
  • Разное
  • Как прочитать рацион ребенка в детском саду. Новое меню для детских садов

Как прочитать рацион ребенка в детском саду. Новое меню для детских садов

Самая большая проблема воспитанников детских садов, особенно тех, кто очень рано идет в садик или ясли, – это научиться обходиться без помощи родителей: самому одеваться, мыть руки и, самое главное, самостоятельно есть. По мнению воспитателей и врачей, это самая сложная задача для ребенка. В садике не станут особо уговаривать, постоянно кормить с ложки, петь песни и танцевать вокруг крохи: малышей много, и надо уследить за всеми, а это может оказаться непростым испытанием для ребенка. Всем детям предлагают одинаковую еду – ее надо уметь жевать, нужно уметь пить из чашки и пользоваться салфеткой. Это тоже нередко представляет сложность для «домашнего» ребенка.

Меню детского сада

Питание для детских садов разрабатывают медицинские работники, исходя из возрастной физиологии, таким образом, чтобы еда максимально покрывала потребность ребенка в питательных веществах, витаминах и минералах. Обычно это меню общее для всех воспитанников, начиная с полутора до 6–7 лет, отличаются только объемы порций в зависимости от возраста. Учитывая сезонные изменения, в питании детей летом и осенью максимально используются свежие фрукты и овощи, а в зимне-весенний сезон в рацион включаются витаминизированные продукты: соки, отвары трав и зимние фрукты – яблоки, груши зимних сортов, хурма.

Все приемы пищи разделены по калорийности на определенные физиологические объемы: при 4-разовом питании на завтрак приходится 15–20% калорийности, на обед – до 40%, на полдник – до 15–20%, на ужин (в некоторых детских садах) – до 20–30%.

Обычно на завтрак детям дают каши из различных видов круп на молоке, пудинги, омлеты, соки или компоты. В обед обязательными являются различные первые блюда, салаты, вторые блюда и напитки. Полдник представляет собой фруктовый десерт или выпечку с кефиром, молоком или другим напитком. Некоторые сады удлиненного пребывания допускают и наличие ужина – обычно это овощное, молочное или крупяное блюдо.

Обязательно строгое соблюдение в питании количества белка, как основного строительного материала для роста и развития малыша, никакие вегетарианские диеты в детском саду недопустимы. Детям обязательно дают животные белки – рыбу, мясо, яйца, молоко и молочные продукты. Из растительных белков используются бобовые, крупы, хлеб. Рацион детей не включает животные жиры и маргарин – источником жиров являются растительное и сливочное масло. Кроме того, малышам дают сливки и сметану. Ограничивают также количество сахара, заменяя его углеводами из крупяных, макаронных и хлебобулочных изделий. В меню детского сада существует список продуктов, которые запрещаются СЭС, кроме того, она же регулярно проводит проверки пищеблока и сотрудников детского учреждения.

Есть продукты, которые появляются на столе ребенка в детском саду ежедневно: это молоко, масло, сахар, овощи, хлеб, фрукты, мясо. Яйца обычно даются через день, творог – 2–3 раза в неделю, а рыба – 1–2 раза в неделю.
Все блюда готовятся непосредственно перед употреблением, их не хранят и не разогревают. В меню детского сада не допускаются повторы одинаковых блюд в один день, например макароны утром и вечером. Меню составляется на неделю вперед, при этом сотрудники детского сада по возможности стремятся избегать повторов блюд в течение недели. Кроме того, для стимуляции пищеварения детям в обязательном порядке в обед дают салаты из овощей или фруктов кислого вкуса, например из капусты с яблоком или моркови с яблоком.

Проблемы с аппетитом

Аппетит малыша в детском саду будет зависеть больше от усилий родителей, хотя и персонал садика тоже играет в этом определенную роль. Причин, по которым ребенок может отказаться от еды в детском саду, несколько.

Любые глобальные перемены – это стресс для организма, особенно если это малыш первых лет жизни. Появляется совершенно другая компания взрослых и детей, резко меняется круг общения, происходит контакт иммунной системы с незнакомыми веществами: обмен микрофлорой между детьми, новое окружение – другая мебель, игрушки, порошки для стирки и т.д. Меняется и отношение к ребенку: он уже не центр вселенной. Это приводит к нарушению в работе высших отделов нервной системы и выливается в проблемы с поведением, капризность, тревожность, нарушения сна и аппетита даже дома. Многие дети – консерваторы. Им очень трудно дается изменение привычных ритуалов: смена любимой тарелки и ложки может надолго отбить аппетит. Кроме того, малышам отводят четко регламентированное место за столом, не позволяя вольностей, а рядом с ними еще и сажают других детей, которые отвлекают внимание.

Самой большой ошибкой родителей и многих воспитателей являются попытки накормить ребенка любой ценой. Обычно в ход идут уговоры: «Съешь все – и дам конфетку» или угрозы: «Пока не съешь весь обед, из-за стола не выпустим». Однако таким образом можно добиться только полностью противоположного результата – усилить стресс и надолго лишить ребенка аппетита. Неверным вариантом будет и превращение процесса еды в игровое шоу или конкурс на «самую чистую тарелку» или «кто быстрее всех все съест». Еда не ради еды не принесет пользы – таким образом можно сформировать у не очень расторопного ребенка-флегматика комплекс неудачника. Тогда аппетит пропадет надолго.

Но решения у проблемы отсутствия аппетита есть, главное – набраться терпения. Малыш немного привыкнет к новому коллективу и начнет тянуться за другими детьми, подражать им, в том числе и в еде. Попросите воспитателей посадить ребенка к тем малышам, которые уже хорошо едят.

Также важно создание ритуала еды: крохе предлагается постоянная последовательность действий – мытье рук, усаживание за стол. Частой ошибкой родителей является поощрение избирательности в еде и ее культивирование у ребенка. Кроме того, нередко кроху с детства балуют различными деликатесами, он ест, когда хочет, где хочет и только то, что хочет. После того как ребенка приучили к такому режиму, будет очень сложно научить его есть обычную детсадовскую еду и сформировать режим дня. При поступлении в садик, конечно, возникает протест против «невкусной» пищи. Малыша начинают заставлять есть не то, к чему он привык.

И сложнее всего бывает тогда, когда в саду пытаются научить ребенка есть нормальные продукты, а вечером мамы и папы в виде «компенсации» опять предлагают ему излюбленные лакомства. Родителям надо категорически сказать «нет» подобным продуктам и запастись терпением, начав методично приучать кроху к здоровой пище, иначе он не будет полноценно есть в саду.

Еще одной важной причиной плохого аппетита является неумение есть самостоятельно. Иногда дети к моменту поступления в садик совершенно не умеют пользоваться ложкой и вилкой. А когда они оказываются рядом с более умелыми сверстниками, которые хорошо едят, у них возникают проблемы. Большой ошибкой родителей является просьба, чтобы воспитатели не оставили без внимания их кроху – накормили, помогли есть с ложки, показывали, как нужно делать. Это резко выделяет малыша из всех детей, он начинает думать, что все делает не так: все могут есть ложкой, а он – нет. Кроме того, воспитатель начинает заострять внимание самого ребенка и окружающих его детей на проблеме, и это может вылиться в полный отказ от еды.

Учимся есть самостоятельно

Врачами и психологами отмечается, что дети, которые к моменту поступления в садик умеют элементарно себя обслуживать: одеться, помыть руки или умыться, самостоятельно есть, – легче проходят адаптацию. Если малыш плохо управля-ется с приборами, в детском саду он обычно дольше всех сидит за столом, хуже ест и может не доедать всей порции, чтобы успеть за другими детьми. Кроме того, новички во время еды часто отвлекаются на происходящее вокруг, что тоже отражает-ся на аппетите.

До момента поступления в садик, конечно, надо научить малыша есть самостоятельно, пользоваться столовыми приборами и уметь вести себя за общим столом. Как минимум с 1,5–2 лет ребенок должен есть со всеми за общим столом, пользоваться вилкой, ложкой, пить из чашки. Хорошо формирует навыки общение со сверстниками по выходным, приглашайте на общие обеды малышей. Следите, чтобы кроха научился есть в течение получаса – именно такое время отводится в детских садах на прием пищи.

Соблюдаем режим

Самое верное решение – это постепенно и целенаправленно начинать подготовку малыша к детскому саду заранее, желательно за несколько месяцев. Нужно узнать расписание приемов пищи в саду и следовать ему дома, не отступая от него и не проводя за столом дольше чем полчаса.

Необходимо приблизить режим дня и питания малыша почти полностью к тому, который будет в детском саду. Обычно расписание приема пищи в детских учреждениях таково: завтрак – 8.30–9.00, обед – 12.00–12.30, полдник – 15.30–16.00, а ужинают дети уже дома, если это не садик длительного проживания. В последнем случае ужин обычно бывает в 19.00. Однако в вашем садике все может несколько отличаться от данных временных рамок, так что не поленитесь уточнить режим заранее. Кроме заданных приемов пищи для ребенка дома допустим легкий второй ужин – обычно это кисломолочные продукты. А некоторые дети завтракают дома, если родители отправляются на работу позже обычного времени.

Если ваш режим дня резко отличается от того, который существует в садике, необходимо перестраиваться плавно и постепенно, за несколько месяцев сдвигать режим в сторону детсадовского. Если резко сменить режим, это может обернуться для малыша большим стрессом, а также нарушением аппетита и даже сна. Как было сказано ранее, дети консервативны и сложно перестраиваются на новые условия.

Как же подстроиться под режим, выбранный детским садом? Это не сложно: начинайте постепенно, раз в несколько дней, сдвигать время приемов пищи на 7–15 минут, приближаясь к необходимому графику.

Минимальным интервалом для перестройки режима, чтобы он не отразился на крохе отрицательно, является срок в 2–3 месяца. Самое сильное испытание предстоит в детском саду тем детям, которые не придерживались дома вообще никакого режима: им придется привыкать к распорядку и учиться многое делать заново.

Меню – как в детском саду

Сделайте рацион малыша максимально приближенным к детсадовскому, включайте в него только полезные продукты. Поинтересуйтесь в садике меню-раскладкой на неделю и попробуйте составить похожий план питания. В рационе ребенка должны ежедневно быть хлеб, мясные и овощные блюда, фрукты, соки, компоты. Обязательно научите малыша есть каши, молочные продукты, овощные и мясные блюда и не предлагайте ему жареных, копченых, чрезмерно соленых и маринованных продуктов. Основные способы обработки – варка на пару и обычная, запекание, тушение с использованием растительного и сливочного масла. Добавляйте в пищу минимум специй, соли и сахара. Исключите соусы вроде майонеза и кетчупа. Основные детские блюда – это нежирные супы, компоты, кисели, запеканки, пудинги, каши и омлеты. В рацион обязательно надо включать свежую зелень, овощи и фрукты. Лучше всего с рождением малыша всей семьей перейти на более рациональное и правильное питание, чтобы не готовить для ребенка отдельно.

Если кроха категорически отказывается есть какой-либо продукт, попробуйте включить этот продукт в его любимое блюдо. Например, если малыш не любит вареный лук или кабачок – положите их небольшие кусочки очень мелко порубленными или даже протертыми в овощное рагу. Предлагайте ребенку нелюбимый продукт в небольших количествах, чтобы малыш привык к нему. Но если кроха все равно категорически протестует, лучше не настаивать, чтобы не выработать отрицательную реакцию в виде рвоты или других подобных проявлений.

Кроме того, надо знать оптимальные для ребенка объемы питания, не перекармливать малыша. Для детских садов объемы порций регламентируются, опираясь на возрастную физиологию, и делятся на периоды – до 3 лет объемы меньше, с 3 до 6–7 лет – больше. В среднем эти объемы рассчитываются исходя из общего суточного объема питания.

Мамы часто пытаются накормить малыша поплотнее, переживая, что ребенок не наестся. В рационе крохи допускаются калорийные перекусы, за счет чего основные приемы пищи меняют свои объемы. В детском саду таким малышам придется труднее: они привыкли к собственному ритму питания и могут отказываться есть в положенное время. Чтобы не было таких проблем, соблюдайте объемы порций и сокращайте перекусы между основными приемами пищи до минимума, тогда ребенку будет проще адаптироваться к питанию вне дома.

Тяжело в учении

Первые две недели в садике – самое сложное для малыша время. В этот период в жизни ребенка появляется коллектив, маму заменяют воспитательницы, меняется привычный ритм жизни. Это может отразиться негативно даже на отличном аппетите. А у малышей ранимых аппетит может пропасть на непродолжительное время. Некоторые дети даже дома после садика могут первое время есть меньше обычного – не расстраивайтесь, не заставляйте ребенка есть и не ругайте его. Ваша задача – помочь крохе пройти процесс адаптации и сохранить хороший аппетит.

Доктора советуют во время адаптации к детскому саду готовить ребенку дома пищу более калорийную, богатую витаминами и минералами, больше пить. В рацион следует ввести больше овощных салатов и свежих фруктов, соков, кисломолочных напитков, обогащенных полезной микрофлорой. Рекомендуется подобрать для ребенка витаминно-минеральный комплекс: это поможет крохе легче адаптироваться и положительно скажется на иммунитете.

Всегда узнавайте, чем детей кормили днем, и на ужин не повторяйте блюда.

В первые дни, возможно, лучше будет, если и завтракать ребенок будет дома – в этом случае надо будет предупредить воспитателей, что ребенка покормили: он будет просто сидеть за завтраком с малышами, привыкая к коллективу.

Поговорите с воспитателем, расскажите ему о привычках и особенностях ребенка. Первое время для новичка будет выработан щадящий режим, воспитатель или няня будут уделять особое внимание малышу за столом. Они помогут ему при необходимости, отметят, как и сколько он ел. Обязательно попросите их, чтобы малыша не заставляли есть насильно: это вызовет только негативную реакцию. Интересуйтесь у воспитателя, как ел ребенок в течение дня, а отправляясь с малышом из сада домой, обязательно подробно обсуждайте с ним все, что происходило за столом в садике – чем кормили, понравилось ему или нет, находите слова поддержки и одобрения, за промахи не ругайте, а за любые успехи в еде – хвалите.

Если ребенок болеет

Оптимально, конечно, чтобы в этом случае для малыша был выбран профильный садик с определенными особенностями питания. Но в условиях острой нехватки мест в детских учреждениях выбор есть не всегда.
В этом случае необходимо, чтобы в медицинской карте ребенка были отметки обо всех его болезнях или особенностях развития. Если малыш – аллергик, попросите врача четко указать в карте конкретные виды аллергенов – например, рыбу, яйца или сахар. Тогда для него будет выделен отдельный стол рядом с малышами, имеющими сходные проблемы, и некоторые блюда будут заменены на допустимые при данной болезни или аллергии. Попросите воспитателей строго следить за питанием ребенка, исключая потенциально опасные продукты, и научите малыша напоминать в детском саду о том, что у него особое питание.

Конечно, поступление в садик – это довольно серьезное испытание и для самого крохи, и для его родителей. А когда у малыша еще и страдает аппетит, это сильно расстраивает родителей. Они волнуются, что малыш недоедает, что он может похудеть. На самом же деле временное снижение аппетита – это не опасное состояние, оно обусловлено особенностями детского организма, и при правильном подходе очень скоро малыш начнет уплетать все, что дают в садике, за обе щеки.

С раннего возраста у вас должны были остаться воспоминания о блюдах, предлагаемых в детском саду. Над этим меню трудятся диетологи, так как детки должны получать нужную дозу витаминов и полезных микроминералов, а само питание должно быть сбалансированным. Вы можете вспомнить детство и повторить полюбившиеся блюда на своей кухне, чтобы угостить своих малышей.

Рецепт вкусного горохового супчика


Детсадовское меню ассоциируется у нас с гороховым супом. Для того чтобы приготовить именно такой суп вам понадобится полтора стакана гороха. Залейте его жидкостью до полного погружения и поставьте на средний огонь до закипания. Для того чтобы избежать комочков, добавьте третью часть ложки соды. При полном закипании подлейте немного воды и варите до тех пор, пока горох не станет мягким.

Обратите внимание, что лучше всего варить суп из желтого или зеленого гороха, чтобы добиться необходимого оттенка. В сваренную пюреподобную массу добавьте два литра куриного бульона и доведите до кипения. После этого добавьте предварительно отваренное куриное мясо, мелко нарезанную картошку и специи по вкусу. Через несколько минут добавляется пассированный лук с морковью. Подают к столу готовое блюдо после того, как оно хорошо настоится.

Соус из сметаны — возвращаемся в детство


Помните, к оладьям или сырникам в саду подавали вкусный соус из сметаны? Попробуем воссоздать его в домашних условиях. Для этого нам понадобится молоко (300 мл), три столовых ложки муки и три чайные ложки сахара, немного соли. Составляющие смешиваются и варятся до момента загустения. После того, как смесь остынет, добавляем три столовые ложки сметаны и тщательно взбиваем до появления пены.

Овощное суфле родом из детства


Как правило, детки не любят овощи. Однако, есть способ привить им любовь к полезным овощам — приготовить вкусное суфле. Для этого подготовьте 300 г овощей, по вкусу. Протушите их вместе с 15 г сливочного масла. Пропустите через сито и добавьте манную крупу и 15 г сахара. Смесь варится на медленном огне и постепенно перемешивается. Для того чтобы суфле было вкуснее, добавьте 150 г перетертых яблок, и взбейте содержимое. Добавьте два яйца, перемешайте и отправьте блюдо в духовку.

Если маленькие привереды наотрез отказываются есть овощи, можно заменить их мясом или рыбой (150 г). Для этого порцию сливочного масла надо уменьшить до 10 г. Такое блюдо можно предложить малышам в для разнообразия и чередовать с овощным суфле.

Вместе с этим ищут и читают:

Видео: Едим, как в садике

Приблизительное меню для маленьких гурманов


Стоит отметить, что все блюда в детском саду контролируются надлежащими органами. Поэтому в них можно найти все необходимые питательные и полезные элементы для здоровья малютки. Для этого разрабатываются специальные технологические карты блюд, в которых указывается, когда и какие блюда стоит подавать деткам.
Если вы хотите повторить детсадовские блюда в домашних условиях, изучите пример приблизительного меню.


Общеизвестный факт — чтобы питание приносило пользу, оно должно быть сбалансированным, здоровым и… съеденным с удовольствием! Когда дело касается детей, здоровая пища — вопрос особенно острый. Все кричат о пользе и вреде продуктов, об аллергических реакциях, но далеко не каждая мама действительно ответственно подходит к выбору и приготовлению продуктов для ребенка. Проще разрешить ему позавтракать бутербродом или сникерсом с чаем, которые идут «на ура», чем изобретать вкусные блюда из круп, овощей.

Меню в детском саду

Дошкольникам, посещающим детский сад, можно сказать, повезло! В нашем государстве очень строгий подход к питанию в детских учреждениях. Для него установлены соответствующие нормы.

Меню в детском саду взрослый может увидеть, приводя ребенка (список блюд должен вывешиваться в приемной ), а о вкусовых качествах лучше спросить у детей. Конечно, не будет так, что абсолютно все блюда нравятся. Про кашу, кисель (и мало ли что еще) ребенок, может, и скажет «фу!» Это простительно поварам. Они не способны удовлетворить вкусовые пристрастия всех детей. Будут и такие, которые отказываются от еды, в принципе! Обратите внимание, как и чем питается этот ребенок в семье. Если бабушка кормит с ложки, мама балует любимым шоколадом вместо полноценной пищи, а папа, не успев пообедать, совершает ночные налеты на холодильник, в неправильном отношении к еде виноваты, прежде всего, родственники. И менять нужно правила питания дома!

Чаще всего детки в садах, глядя друг на друга, берутся за ложки и с удовольствием кушают супы, запеканки и омлеты . Вспомните себя в детском саду! — кому как, а и полдник! Ммм… Такие суфле и запеканки даже дома не приготовят!
Составляется меню в детском саду штатным медицинским работником, проверяется и подтверждается сотрудником роспотребнадзора, подписывается и утверждается директором. К чему такие сложности? К тому, чтобы строго соблюдались все тонкости. А их в детском меню немало!

Первое, что важно — особенности и потребности возрастной группы . Основная масса детей — от 3 до 7 лет. Но бывают ясельные группы — от 1 до 2, с 2 до 3. Здесь учитываются порции, консистенция пищи. Малышам, например, дают перетертые овощи.

Второе — сбалансированность дневного питания . Необходимое количество калорий и полезных веществ. Это, опять же, зависит от возраста. Если обобщать — детсадовцу требуется от полутора до двух тысяч калорий (младшим — нижний предел, старшим — верхний).

Третье — разделение дневного рациона на 3-4 приема . Утром и вечером дети получают примерно по четверти питательных веществ, в обед — 40-50%. Если есть полдник, то на него приходится 15%, а на обед — 35%.

Четвертое — совместимость продуктов в одном приеме пищи . Так, рыбу принято подавать с рисом или картофелем, мясо с овощами, курицу — с макаронами или пюре.

Пятое — технология приготовления . Это будет зависеть и от работников кухни. Квалифицированные сумеют приготовить сложные блюда — фаршированные, например. Но важны и общие требования — нельзя подавать жареные продукты — все запекается, тушится, отваривается.

И другие общие запреты: никаких острых соусов, специй, майонеза . Недезинфицированное молоко, грибы, полуфабрикаты, копчености — недопустимы в детском саду. О несвежих продуктах и говорить излишне.
Если ребенок страдает непереносимостью какого-либо продукта, ему индивидуально заменяют блюдо. Если аллергия в тяжелой форме — лучше перевести в спецсад.

Мамы и папы! Старайтесь вечером меню ребенка составлять, учитывая совместимость с ужином садика .
Но! Не бывает все везде идеально! Если в вашем заведении нарушаются какие-то нормы питания, замечали в рационе недопустимые, некачественные блюда, не молчите. Поговорите с медиком, не бойтесь пожаловаться в роспотребнадзор.

Мы уверенны, что прежде, чем отдавать ребёнка в такое учреждение, родители узнают обо всех аспектах жизни малыша вне дома, а именно: обстановка, условия пребывания, квалификация воспитателя, режим и т. д. Но есть одно условие, которое интересует всех родителей – это питание детей в садике. Давай поговорим подробно об этой наболевшей теме.

Прежде всего узнай о том, как и .

Организация питания в детском саду

Прежде всего необходимо сказать, что существуют как государственные,так и частные учреждения такой направленности. Но все они подчинены такому органу как районные или областные отделы образования, и их деятельность регламентирована Конституцией Украины и Законом Украины о дошкольном образовании от 11.07.2001 №2628-III ст.35.

По поводу питания выделим несколько основных фактов:

  • Список продуктов для питания детей составляется и согласовывается исполнительной властью посредствам тендерных закупок. То есть различия в продуктах в разных государственных садиках могут быть минимальные в связи с практически одинаковыми списками поставок.
  • Ответственность за наличие и качество продуктов питания (независимо от формы садика – государственный или ) лежит на органах управления образования и органах охраны здоровья.
  • Взимается плата за питание ребенка в садике (все зависит от формы собственности учреждения), бесплатное питание доступно отдельным категориям семей (многодетные, сироты, полусироты, дети-инвалиды и т. д).

Итак, как же организован процесс питания в дошкольном заведении?

  1. Режим питания полностью зависит от работы учреждения. В большинстве детских садов 4-х или 5-ти разовое питание. Но есть садики с пятидневным проживанием или интернат-садики, тогда там может быть и 5-ти, 6-ти разовое питание (добавляют поздний ужин). По нормам развития детей соответственного возраста (2 – 6 лет) полезно получать еду через каждые 3 – 4 часа.
    Рекомендованный график приема пищи:
    Завтрак: 8.30 – 9.00
    Обед: 12.00 – 12.30
    Ужин: 16.00 – 16.30
    При расширенном питании может быть еще и второй завтрак, и полдник, и второй ужин.
    У каждого ребенка определено свое место за столиком как для еды, так и для занятий, чтоб детки не путались.
    Все занятия стараются так планировать, чтоб приемы пищи былы в одно и тоже время.
  2. Отдельным условием стоит создание оптимального питьевого режима. То есть вода должна быть в достаточном количестве в группе. Ребенок должен знать об этом и иметь возможность попить в любое время своего нахождения в группе. Как правило, родители хотят быть уверенными в качестве и чистоте воды, поэтому на собрании сразу оговаривают наличие и закупку таковой.
  3. Работники, которые организовывают питание малышей, должны иметь соответствующую квалификацию и допуск к работе в виде пройдённого медицинского обследования (наличие действующей медицинской книжки).
  4. Воспитатели должны обращать внимание на культурно-гигиенические навыки воспитанников.
  5. Обязательна информированность родителей о системе питания в садике. Часто родители позволяют малышу многие шалости в питании, а потом грешат на садиковскую еду. Желательно сильно не отступать от режима питания на выходных, а то это может быть одной из причин, почему ребенок не ест в детском саду и не хочет туда идти – дома мама дает вкусные сладости, пирожные, а в садике опять каша. Мы не призываем лишить малышей радости и следствий родительской любви и заботы, но все хорошо в меру. Кстати, об оптимальной подстройке домашнего режима к садиковскому прочти .
  6. Родители имеют возможность ознакомится с меню. Утром, когда ты приводишь ребенка в группу, на доске объявлений ты видишь актуальный перечень блюд на сегодня. Скажем по секрету, приблизительное меню составляется на 2 недели вперед.
  7. Приоритет имеют сезонные продукты, особенно фрукты и овощи. Запрещено использование уксуса, кофе.
  8. Продукты предоставляет компания в зависимости от срока их реализации. Например, мясные блюда могут готовить 3 – 4 раза в неделю, а рыбные – 1 – 2. Соответственно, поставки этих продуктов могут осуществляться 2 – 3 раза в неделю. А вот заказы на продукты подают, как правило, на месяц вперед, потом могут лишь немного корректировать список в зависимости от сезонности продуктов.
  9. Выдача блюд малышам может проходить только после пробы медсестры или лица, который ее заменяет. Снятие пробы не делают для продуктов промышленного производства. Контроль питания в детском саду производится непосредственно директором и медицинским работником учреждения.
  10. Воспитатели имеют право в ненавязчивой форме предлагать еду ребенку, но ни в коем случае не кричать и не заставлять есть.
  11. Проверка адекватности и правильности питания оценивается по анализу физического развития детей.
  12. В профильных садиках (садики по специфике заболевания) особое место уделено диетам №5, №7, №8. Блюда готовят тушеные, вареные, запечённые)

Меню в детском саду составляется с учетом требований СанПина и сезонного наличия продуктов. Меню в детском саду на день и на неделю составляет заведующий ДОУ совместно с заведующей пищеблоком. Дети должны получать сбалансированное и разнообразное питание.

В дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ) детям предлагается полноценное и разнообразное питание. Примерное меню в детском саду учитывает возраст воспитанников, время года и состояние здоровья детей. Меню в ДОУ имеет некоторые особенности:

  • блюда повторяются не чаще, чем раз в 20 дней;
  • суточный рацион малышей возрастом до трех лет составляет 1540 ккал, детей старше трех лет — 1900;
  • рацион включает питательный завтрак, фруктовые соки и фрукты, второй завтрак, плотный обед и полдник;
  • на завтрак воспитанники должны получать четверть дневного рациона, около 15% занимает второй завтрак и полдник, а 45% рациона дети получают в обед.

Меню в детском саду на день

Институт питания РАМН разработал стандарты детского питания в ДОУ. Рацион составляется для каждой возрастной группы детей. За качеством продуктов следит СЭС, заведующая детским садом и пищеблоком. В российских детских садах бланк меню в детском саду на каждый день заполняет специалист по диетическому питанию, который отвечает за рацион малышей.

Медицинская сестра перед подачей еды должна производить витаминизацию третьих и первых блюд витамином С для детей до года положено 30 мг витамина, 1-6 лет — 40 мг, а детей старше 6 лет — 50 лет.

Ежедневно дети 2-5 лет должны получать следующие продукты (в граммах):

  • Каши или овощи - 180-200,
  • Кофе, чай, какао - 150,
  • Супы, бульоны - 150-200,
  • Блюда из мяса или рыбы - 60-70,
  • Компоты, кисели - 150,
  • Комбинированные гарниры - 100-150,
  • Фрукты, соки - 50-100,
  • Овощные или фруктовые салаты - 40-50,
  • Хлеб ржаной (на весь день) - 50,
  • Хлеб пшеничный (на весь день) - 110.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:


Каждый день дети в саду кушают четыре раза: для них предусмотрен обед, полдник и два завтрака. В отдельных случаях допустимо трехразовое питание, если рацион составлен штатным диетологом и не предусматривает отклонение от нормы по калорийности. На детский стол попадают рыбные и мясные блюда, яйца, каши, молочная продукция, фрукты и овощи, выпечка, соки и горячие напитки. Воспитанники всегда могут попросить добавку непорционных блюд, если порция оказалась для них недостаточно большой.

Рацион может быть разработан и для ребенка с пищевой аллергией. Для этого родителям следует предоставить в ДОУ результаты тестов на аллергены, а после поставить в известность воспитателя или штатного диетолога, чтобы сотрудники детского сада знали, какие именно продукты нельзя есть ребенку. Составляя рацион для воспитанников, диетолог постарается исключить аллергены.

Чтобы подготовить ребенка к детсадовскому питанию, родителям следует:

  1. Поинтересоваться у воспитателя приблизительным меню в детском саду с рецептами, чтобы постепенно приучать малыша к подобной пище.
  2. Отказаться от продуктов, которые по вкусу и составу кардинально отличаются от еды в ДОУ.
  3. Не давать ребенку экзотические продукты, копченые, соленые, жирные и острые блюда, которых нет в приблизительном меню. Маме важно знать, что в детском саду блюда готовят с минимум жира, для приготовления чаще используют сливочное и растительное масла.
  4. Стоит разнообразить домашнее меню простыми блюдами, полностью исключив газированные напитки, майонез, кетчуп, сухари и чипсы.
  5. Важно следовать принципу 5-разового питания и дома, так ребенку будет проще привыкнуть к графику приемов пищи в ДОУ.
  6. Не стоит давать ребенку двойные порции еды, думая, что он недоедает в детском саду. Порции должны соответствовать возрасту, в противном случае можно спровоцировать ожирение или проблемы с желудочно-кишечным трактом.
  7. Если в семье не придерживаются режима питания , постепенно следует отучать ребенка от перекусов между приемами пищи.

Меню в детском саду на неделю

Дошкольное питание в детских садах, меню которого составляет медицинский работник, проходит обязательное утверждение у сотрудников Роспотребнадзора. В меню прописывается не только размер, но и консистенция порций (воспитанникам ясельных групп еда дается в пюрированном виде). Важно, чтобы блюда сочетались между собой. Так, если в обед дети получают борщ, овощной суп или рассольник, на второе у них должны быть овощи, овощной салат или гарнир из макаронных изделий или круп. Если же на горячее подан крупяной суп, в качестве гарнира рекомендованы овощные рагу и салаты. Чтобы повысить аппетит, перед обедом дети получают свежие или соленые овощи.

Меню в детском саду на неделю ясельная группа

Ясельная группа детского сада — это дети 1-2 и 2-3 лет. Малыши нуждаются в полноценном сбалансированном питании калорийностью от 1200 до 1500 Ккал в день. Меню ясельной группы в детском саду составляется на 10 дней медицинским работником, заверяется сотрудником Роспотребнадзора и подтверждается заведующей ДОУ. Рацион питания зависит от времени года и может быть летне-осенним и зимне-весенним.

Согласно нормам СанПин:

  • , находящихся в саду более 8 часов, должно быть четырех-пятиразовым.
  • Между завтраком и обедом должен быть промежуточный прием пищи, который включает свежие фрукты и напиток.
  • Если свежие овощи недоступны, их заменяют соками или быстрозамороженными фруктами и овощами.
  • Полдник может быть легким и уплотненным, если ужин не предусмотрен.

Примерное меню в детском саду ясельной группы на неделю составляется с учетом наличия сезонных овощей и фруктов. Несколько раз в неделю на детском столе должны быть яйца, творог и рыба, в ежедневное меню вносят масло, мясо, крупы и свежие овощи. Под строгим запретом для детей грибы, уксус, хрен, фляжное молоко, полуфабрикаты, копчености, мясо водоплавающих птиц, майонез, консервы.

Недельное меню для воспитанников ясельной группы

Лучшие статьи по теме